История Полтавской епархии начинается с 1054 года, когда, при святительстве Константинопольского патриарха Михаила Керулария, при Киевском Митрополите Иларионе, была создана Переяславская кафедра. Первым епископом Переяславским был Преосвященный Николай (1054 – 1072).
Переяславская кафедра просуществовала до 1279 года. После упразднения самостоятельной кафедры территория современной Полтавщины была, вероятно, под непосредственным управлением Киевского Первосвятителя.
В 1700 году возобновлена Переяславская кафедра – как викариатство Киевской Митрополии. С 1733 по 1785 год существовала самостоятельная Малороссийско-Бориспольская епархия, которая в 1785 году снова стала викариатством Киевской Митрополии. В 1799 году ее переименовано в Малороссийскую и Переяславскую.
В 1775 году была создана Словено-Херсонская епархия (с 1786 года – Екатеринославско-Херсонская), в состав которой вошла часть территории нынешней Полтавщины. До 1799 года Преосвященные Словено-Херсонские и Екатеринославские имели резиденцию в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.
Первым архиепископом Славянским и Херсонским был уроженец греческого острова Корфу, выдающийся церковный деятель, ученый-энциклопедист и первый педагог эпохи Греческого Возрождения Евгений Булгарис (в миру Елевферий, 1716 – 1806 гг.), который прибыл в Полтаву в 1776 году. Через три года архиепископ Евгений ушел на покой, а по его рекомендации архиепископом Славянским и Херсонским был назначен тоже грек по происхождению и тоже уроженец острова Корфу Никифор Феотоки (в миру Николай, 1731 – 1800 гг.),тоже выдающийся церковный деятель, ученый и педагог эпохи Греческого Возрождения.
С 1786 года архиепископом Славянским и Херсонским был Амвросий Серебренников. А с 1793 года архиерейскую кафедру в Полтаве возглавлял архиепископ Гавриил Бонулеско (Бодони).
После ликвидации полкового строя на Левобережной Украине с начала 1782 года территория современной Полтавщины входила в состав Киевского и Черниговского наместничеств и Новороссийской губернии, а после расформирования последней, с 1783 года, – в Екатеринославское наместничество. В 1796 году наместничества на Левобережье были упразднены, а вместо них создана Малороссийская губерния с центром в г. Чернигове. В ее состав вошли районы, которые составили впоследствии Черниговскую и Полтавскую губернии.
В 1799 году была создана Малороссийско-Переяславская епархия с центром в Переяславе, которой подчинялись церкви и монастыри Малороссийской губернии. Правящий архиерей начал носить титул Малороссийский и Переяславский.
В начале 1802 года Императорским Указом Малороссийская губерния была ликвидирована, а вместо нее созданы две – Полтавская и Черниговская. Вскоре, Указом Святейшего Синода от 17 декабря 1803 года Малороссийско-Переяславская епархия была реорганизована и переименована в Полтавско-Переяславскую. Однако резиденция иерархов осталась в г. Переяславе, на пригородной даче Андруши, – из-за отсутствия в Полтаве подходящего помещения для епархиального управления.
Только в 1847 году центр епархии (резиденция епархиальных Преосвященных) переносится в Полтаву, а сама епархия получает название Полтавской. Ее архиереи начали носить титул “Полтавские и Переяславские”, и так именовались до 1937 года.
Для помощи в управлении епархией в 1884 году было открыто (и просуществовало до 1937 года) Прилукское викариатство, а Преосвященные Прилукские находились при Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В 1920–1928 годах также существовало Лубенское викариатство.
При епархиальном архиерее действовала Полтавская духовная консистория – коллегиальная организация, которая выполняла церковно-административную и судебную функции; она была высшим епархиальным органом управления Православной Церкви. Консистория была ликвидирована в 1919 году – согласно постановлению Всероссийского Церковного Собора о реорганизации консисторий в епархиальные советы.
С 1863 года епархия имела свой печатный орган – журнал “Полтавские епархиальные ведомости”. Кроме официальной информации, он имел и неофициальную часть, где публиковалось много статей по истории епархии, монастырей, храмов, церковно-приходских школ, биографические очерки о выдающихся церковнослужителях и т. п. В 1919 году, после установления советской власти, журнал был закрыт.
Исторически сложилось так, что в разное время в территорию Полтавской епархии входили, кроме современной Полтавской области, также Переяславский, Золотоношский, Прилукский и Роменский уезды (сейчас – Киевская, Черкасская, Сумская и Черниговская области).
По данным клировой книги Полтавской епархии, на 1912 год в ней было: 2 606 899 человек Православного вероисповедования, 1250 храмов, 7 монастырей (3 мужских и 4 женских) с почти 500 монахами и монахинями и столькими же послушниками и послушницами, четыре Духовных училища (в Полтаве, Лубнах, Переяславе и Ромнах), Духовная семинария и женское епархиальное училище в Полтаве. В то время почти при каждой церкви была церковно-приходская школа или школа грамоты, в которых обучалось свыше 54000 учеников и учениц. В 17 соборах, 1124 приходских храмах, 29 приписных, 22 домовых и 40 кладбищенских церквях несли послушание 51 протоиерей, 1262 священника и 1386 псаломщиков.
С 1890 по 1918 год действовало Полтавское епархиальное Братство имени святого преподобномученика Макария. Братство оказывало материальную помощь церковно-приходским школам (ремонт, приобретение литературы, помощь бедным ученикам), способствовало открытию новых школ, курсов по подготовке учителей грамоты и т. п. На 1896 год в Братстве состояло 1388 членов, среди которых – 35 почетных, 16 пожизненных и 844 действительных. В подчинении Братства находилось 1388 школ, в том числе 476 церковно-приходских и 547 школ грамот. Всего в братских школах обучалось 29428 учеников. Руководство курсами и школами осуществлял Совет, который возглавлял ректор Полтавской Духовной семинарии.
Благодаря активной деятельности преосвященного Иоанна (Смирнова) и ряда известных полтавских ученых, при Епархиальном управлении по указу Синода в 1906 году был создан Полтавский археологический комитет и Полтавское древлехранилище (уникальный музей редкой церковной старины, где хранилось, например, Пересопницкое Евангелие). Музей действовал до 1919 года.
С установлением советской власти церковное имущество, в том числе и священные предметы, было разграблено или отобрано по постановлениям органов власти. Тогда же были переданы в государственные музеи и сокровища Полтавского древлехранилища. После закрытия в 1923 году Полтавского Крестовоздвиженского монастыря бесследно исчезли нетленные останки архиепископа Амвросия (Серебренникова), а также епископа Афанасия (Вольховского) – епископа Старорусского, впоследствии Могилевского (уроженца Полтавы, выпускника Киево-Могилянской Академии), который с 1798 года пребывал на покое в Лубенском Мгарском монастыре и умер в 1801 году в Полтаве.
После октябрьских событий 1917 года храмы и монастыри на Полтавщине начали массово закрываться; в 1937 году весь правящий епархиальный епископат вместе с духовенством был репрессирован, приходы ликвидированы. В 1939 году, после смерти временно управляющего епархией Преосвященного Митрофана (Русинова, +1938) и уничтожения всего духовенства, кафедра в Полтаве практически прекратила свое существование.
В период немецко-фашистской оккупации, в 1942–1943 годах, Полтавская епархия на некоторое время возобновила свою деятельность, часть церквей была открыта. Руководил епархией протоиерей Владимир Биневский, а затем позже – епископ Вениамин (Новицкий), с титулом «Полтавский и Лубенский».
После окончательного возобновления церковной жизни на Полтавщине (с 1944 до 2007 год) Преосвященные Полтавские называются “Полтавскими и Кременчугскими”.
В послевоенные годы Полтавская епархия пострадала так же, как и вся Церковь. “Борьба с религией” дала о себе знать. Как следует из архивных данных, в 1945 году в епархии было 346 церквей и 376 священнослужителей (в том числе 5 монахов). В 1948 году храмов стало 340, а священнослужителей – 325. До 1961 года сохранилась такая же ситуация. К 1970 году количество храмов сократилось до 52, а священнослужителей осталось только 65. На начало 1988-го эти цифры почти не изменились, лишь незначительно возросло число священнослужителей. До этого года в Полтавской епархии было всего 52 действующих прихода, разделенных по 5-ти благочинным округам, и ни одного монастыря.
В 1999 году Полтавская епархия отметила свой 200-летний юбилей.
К 2007 году в Полтавской епархии, совпадавшей границами с Полтавской областью, существовало 400 приходов, объединенных в 20 благочиний, 4 монастыря, духовная семинария.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 ноября 2007 года, из состава Полтавско-Кременчугской выделена самостоятельная Кременчугская епархия.
В составе Полтавской епархии после ее реорганизации остались:
- Города Полтава и Комсомольск;
- Велико-Багачанский, Гадячский, Диканский, Зеньковский, Карловский, Кобелякский, Котелевский, Машевский, Миргородский, Ново-Санжарский, Полтавский, Решетиловский, Чутовский и Шишакский районы;
- Спасо-Преображенский Мгарский и Крестовоздвиженский Полтавский монастыри;
- Полтавская Миссионерская Духовная Семинария.
Управляющий Полтавской епархией носит титул «Полтавский и Миргородский». Кафедральные соборы: в Полтаве – Свято-Макариевский и Воскресенский (строится); в Миргороде – Свято-Успенский.