Великопостное послание 2005

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

По милости Божией, мы вступаем во святые и радостные дни Святого Великого Поста. И в сии дни с любовью обращаю к вам, возлюбленные, мое слово.

Воистину, время Поста — райское время, ибо первый Богом данный пост установлен именно в саду Эдемском, как о том свидетельствует Писание: “заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь” (Быт. 2. 16-17). Наши прародители, нарушив пост, утратили и радость Богообщения, и первую невинность, и чистоту души, и целостность разума. Потому-то мы, желая вернуться к райскому первобытию, постимся, подражая посту праотца и праматери.

Однако мы постимся не от пищи только, но и от всякого вида греха, от всякого рода страсти: от неумеренности и нечистоты, от зависти и гордости, от осуждения и лжи. Постимся мы от всего, что препятствует нам видеть Бога, любить Его, служить Ему. Постимся мы и от того, что препятствует нашей любви к ближнему, что нарушает естественные братские узы между людьми. Постимся так, как учит Святая Церковь: “истинный постъ єсть злых отчуждeніе, воздержaніе языка, ярости отложeніе, похотeй отлучeніе, оглаголанія, лжи и клятвопреступлeнія. Сихъ оскуденіе, постъ истинный єсть и богопрістный” (Стихира самогл. на веч. пон. 1-й седм. Вели. Поста).

Пусть именно таким будет пост каждого из вас, возлюбленные мои!

Хочу обратиться со словами увещания и ко всем тем, кто думает, будто пост не столь важен, — главное, как говорят, “чтобы Бог был в душе”. Таковые весьма ошибаются, ибо “как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак. 2. 26), и потому Господь устами апостола Своего свидетельствует: “скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих” (Иак. 2. 18).

Пост, однако, не только “дело веры”, но и проявление смирения. Церковь, установившая сей Великий и другие посты, учит своих чад смирять свою волю перед разумом Церкви, перед Божественной мудростью, дарованной нам через святых Апостолов, Отцов и Учителей Церкви. Коль постились они — не подобает ли и нам поститься? Коль постились преподобнейшие Антоний и Феодосий Печерские — разве не должно нам следовать их подвигу? Коль постился великий Серафим Саровский, стяжавший пламенную любовь ко всем людям, — разве позволено нам не стремиться к посту?

И не столь тягостен пост, как показывают нам унылые помыслы отяжелевшей плоти, ведь если подвиги поста несли и старцы, и юноши, и женщины, и девицы, люди всех сословий, всех возрастов, то и мы, с помощью Милостивого Бога, сможем вынести пост. Ведь Сам Спаситель неложно свидетельствует: “иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф. 11. 30).

Пост — проявление желания жить жизнью духовной. Ведь посмотрите, сколько сил, сколько энергии, сколько средств мы тратим для услаждения плоти, для угождения ее похотям, для удовлетворения ее ненасытных потребностей. И как мало — как преступно мало! — мы заботимся о душе, той самой, о которой сказано: “какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?” (Мф. 16. 26). Потому и пойдем тернистым путем поста, чтобы дать силы душе, чтобы, смирив плоть, оживить угасший дух и вознестись к Небесному от земного.

Пусть Господь благословит Вас в постных подвигах! Пусть даст вам возрастать от силы в силу! Пусть сохранит вас неврежденными в искушениях!

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь (II Кор, 13. 13).

Смиренный

+Филипп,

милостию Божией епископ Полтавский и Кременчугский