Иларион (Юшенов Иван Ефимович), епископ Полтавский и Переяславский (22.02.1824 – 18.01.1904)

Родился 22 февраля 1824 г. в с. Новом Вяземского уезда Смоленской губернии, где отец его был священником. При всей многосемейности и бедности, о. Евфимий однако дал возможность и средства своему сыну получить надлежащее образование. Девяти лет он определил его в низшее отделение Вяземского духовного училища и на четырнадцатом году перевел его в Смоленскую семинарию. Иван Юшенов с полным успехом прошел курс учения и в 1844 году окончил семинарию со званием студента. На одно из лучших мест в епархии имел теперь он право, но, по молодости лет своих (ему в то время было 19 лет), он не думал пока о пастырстве; он жаждал дальнейшего образования и всеми силами своей молодой души стремился попасть в высшее учебное заведение. Но Промысл Божий готовил ему совсем другую школу и предназначил его именно к той деятельности, о которой он пока мало думал.

В то время Смоленской епархией управлял известный своей благочестивой жизнью епископ Тимофей, до принятия сана архиерейского проходивший должность префекта в Смоленской семинарии. Добрый старец имел на своем попечении двух племянниц, которые по его воле воспитывались в женском монастыре под руководством строгих подвижниц. Желая при своей жизни устроить бесприютных сирот, епископ Тимофей думал для старшей из них найти жениха и для этого потребовал список воспитанников, только что окончивших курс семинарии. Внимание его остановилось на фамилии студента Ивана Юшенова, потому что он хорошо помнил еще отца его – Евфимия, который, в бытность Тимофея префектом, окончил первый курс семинарии и не пошел в академию только потому, что имел уже 27 лет от роду. В скором времени Иван Ефимович, беззаботно проживавший в родительском доме, вызван был в Смоленск, а так как этот вызов не предварялся никакими предупреждениями, то юноша, разумеется, не мог заручиться каким-либо советом родителей, и явился к доброму, но строгому святителю в полной неизвестности относительно того, зачем его вызывают. Каково же было его удивление и смущение когда он узнал настоящую причину своего неожиданного появления в архиерейских покоях! Епископ Тимофей сразу высказал, что желает определить его на священническое место и подругой жизни избирает ему свою племянницу. Такое неожиданное предложение показалось ужасным для совершенно неподготовленного к этому Ивана Юшенова, тем не менее, не смея противоречить воле архипастыря, он не решился отказываться, и в назначенное время отправился, как было приказано, в церковь Девичьего монастыря смотреть невесту. Как ни мимолетно было это первое знакомство, знакомство на почтительном расстоянии и в смущенном состоянии духа, однако на вопрос владыки: “понравилась ли ему невеста?”, – он должен был ответить утвердительно. После этого Иван Юшенов виделся несколько раз с своей невестой в монастырской келии и стал готовиться к венчанию, причем жених и невеста по христианскому обычаю отговели (по разным церквам) и причастились Святых Таин. Пред самым браком Преосвященный Тимофей напомнил жениху о русском обычае перед венцом делать невесте подарок и, зная крайнюю бедность Ивана Юшенова, велел ему написать для нее проповедь на текст: “много званных, но мало избранных”. Конечно, эта проповедь не имела прямого отношения к данному случаю, но она служила первым испытанием для будущего служителя слова Божия. Так вступил в супружескую жизнь Иван Евфимович, имея только двадцать лет от роду. Ставши чрез это супружество племянником архиерея, он вполне рассчитывал получить хороший приход в епархии, надеялся занять место даже где-нибудь в городе; но вышло не так. И по долгу беспристрастия, а главное – для личной пользы самого же Ивана Евфимовича, Преосвященный Тимофей хотел вести его в пастырском служении с больной постепенностью и потому на первых порах послал его в самый захолустный, отдаленный и бедный приход, где священствовал и умер отец его жены; 5 ноября 1844 г. рукоположил его во священника и определил в село Колковичи, Духовщинского уезда. В назидание и как бы в утешение своему племяннику, владыка при проводах говорил ему: “там шесть лет не было священника; тот был за штатом, тот пьяница, но ты не смущайся и не падай духом… Говори поучения, без молитвы за перо не берись… Говори поучения и присылай их ко мне, да и вообще описывай, что будешь делать”…

С этого времени началась настоящая школа жизни для о. Иоанна. Приход его оказался до крайности распущенным. Народ потерял всякую охоту посещать храм Божий, и при первых своих служениях молодой пастырь видел в церкви не более пяти посетителей. Все это, конечно, могло охладить, или даже совсем убить ревность начинающего свою деятельность пастыря. Но о. Иоанн, помня завет святителя Тимофея, “не падал духом”. В праздничные дни, прочитавши рано утром положенное правило, он ходил со двора на двор по всему селу и убеждал своих прихожан идти в церковь к богослужению. Таким путем он мало-помалу приучил своих пасомых к дому Божию, и они потом стали собираться в храм уже без особых приглашений. При этом о. Иоанн не пропускал ни одного удобного случая, чтобы не обратиться к прихожанам с словом назидания. Первые опыты его проповеднической деятельности были, разумеется, неудачны; епископ Тимофей, к которому он пересылал на просмотр свои поучения, сначала делал на них неблагоприятные рецензии: или напишет: “к чему здесь текст пришит, или охарактеризует проповедь словами ” а больше ничего” и т.п. Но с течением времени, при постоянных упражнениях, о. Иоанн постепенно настолько стал совершенствоваться, что получал одобрительные отзывы даже от своего строгого критика.

Видя такую ревность и такое усердие о. Иоанна в прохождении столь трудного пастырского служения, Преосвященный Тимофей в 1846 году перевел его в Смоленск – в Вознесенский женский монастырь и поставил его под свое непосредственное руководство. А чтобы юный служитель Церкви не возмечтал чего-либо лишнего о своем переходе, Преосвященный встретил его словами: “помолись Божией Матери Одигитрии, а потом пойди к игуменье, поклонись ей в ноги и поблагодари за то, что тебя принимает”. (Все это, разумеется, исполнилось в точности). С этого времени к школе жизни для о. Иоанна присоединяется и настоящая школа науки. Не раз владыка говаривал о. Иоанну: “выдохся ты, брат, (т.е. улетучились, вероятно, и те немногие познания, какие приобрел ты в семинарии), читай-ка библию, да ко мне приходи, – мы с тобой вместе будем беседовать”. И вот отсюда началось основательное изучение слова Божия при ближайшем пособии столь надежного руководителя. Каждый воскресный день о. Иоанн должен был являться к Преосвященному. Эти встречи принимали вид настоящих экзаменов, не менее беспокойных, чем для всякого школьника. На них он рассказывал, сколько успел прочитать из Библии, как понимает то или другое прочитанное место, какие недоразумения остались в его голове и т.п., на все это получал соответствующие указания и замечания. К началу 1849 года чтение Библии (собственно Ветхого Завета) было закончено, и началась более трудная работа. В 1844 (?) году повторен был указ о необходимости священникам вести катехизические беседы с народом, и епископ Тимофей возложил это тяжелое дело на о. Иоанна. Долго последний отказывался, ссылаясь на свою неопытность, на отсутствие надлежащих руководств и даже плана, по которому можно было бы вести эти собеседования, – но владыка не хотел принимать этих объяснений, велел читать, как пособие, “Огласительные поучения” Кирилла Иерусалимского, и отыскать в семинарской библиотеке план, составленный в 30-х годах бывшим инспектором семинарии Хламовым. Началось, таким образом, составление и произнесение катехизических бесед, и явилось в Смоленской епархии небывалое раньше дело. Всех поучений составлено было о. Иоанном восемьдесят и вполне одобрены были цензурным комитетом; по своей простоте, содержательности и умелому изложению они могли служить образцом церковных собеседований и давали богатый материал в деле религиозно-нравственного воспитания пасомых. Но епископу Тимофею и этого казалось недостаточно. В 1852 году он вызвал к себе о. Иоанна и предложил ему повторить семинарский курс, если не в полном его объеме, то по крайней мере богословские науки – “Догматику” Антония, Библейскую историю, Церковную историю и другие. “Повтори, говорил он, да повтори хорошенько, с толком и не спеша”. Ослушаться было нельзя, – пришлось и это исполнить в точности. В таких непрерывных трудах и занятиях прошло лет двадцать, и лишь месяца два в году о. Иоанн имел отдых, когда Преосвященный Тимофей уезжал летом из Смоленска к себе на дачу. Это были для него настоящие каникулы!…

В эту счастливую, полную широкой, многосторонней деятельности жизнь ворвалось неожиданное семейное несчастье: в 1856 году о. Иоанн овдовел (32 лет), а в следующем году, во время холерной эпидемии потерял и семилетнюю дочь. Глубоко потрясенный этим горем, он думал найти для себя утешение в Боге и науке; с этой целью в 1857 году, с благословения своего учителя архиепископа Тимофея, предпринял путешествие в город Киев. Опасаясь встретить препятствие со стороны родственников, он скрыл свое намерение и взял увольнение только для поклонения Киевским угодникам. Нужно заметить, что Киев не в первый раз теперь служил для о. Иоанна местом духовного утешения. Еще в 1850 году, опасно простудившись при постройке женского училища, он по выздоровлении пешком ходил в Киев помолиться. Теперь о. Иоанн приютился в Печерской Лавре и представился Киевскому митрополиту Филарету. Добродушный старец ласково принял удрученного горем иерея, сочувственно отнесся к его заветному желанию и поручил ректору академии, архимандриту Антонию Амфитеатрову, устроить поступление о. Иоанна в Академию. Жизнь готова была, таким образом, вступить в совершенно новую колею, но этого не случилось. На попечении о. Иоанна остались два малолетних сына – сиротки, которых он поручил заботливому вниманию свояченицы. Последняя, не желая нести столько тяжелого бремени, настроила соответствующим образом малолеток и явилась с ними к архиепископу Тимофею, настоятельно требуя возвращения к ним родителя. Архиепископ Тимофей немедленно известил об этом митрополита Филарета, и тот вынужден был возвратить о. Иоанна на родину со словами: “иди, воспитывай детей, а то перед Богом дашь ответ”. Всегда покорный Божественному Промыслу, о. Иоанн с прежней ревностью начал исполнять пастырские обязанности и в 1859 году из Вознесенского монастыря перемещен был в кафедральный собор с утверждением в должности благочинного церквей города Смоленска. На новом месте служения он приобрел доверие и признательность от Смоленских архипастырей, следовавших преемственно один за другим после Тимофея – Антония Амфитеатрова, Иоанна Соколова, Серафима Протопопова и Иосифа Дроздова. Они смотрели на него, как на самое доверенное лицо, и часто возлагали на него разнообразные поручения; с 1849 по 1879 г. он проходил должность штатного члена духовной консистории, 23 года состоял членом и председателем совета женского епархиального училища, им же устроенного, 17 лет – членом епархиального семинарского правления и десять лет законоучителем женской гимназии.

За все это время с момента вдовства, о. Иоанна настойчиво преследовала мысль о принятии монашества, но Промыслу Божию пока это было неугодно. Он предпринимал нередкие далекие путешествия, чтобы побеседовать об этом с опытными людьми. Так, между прочим, был он в Новгороде у ректора семинарии Иоанна Жданова (впоследствии викария Киевского), виделся с Московским митрополитом Иннокентием, ездил в Ростовский Богоявленский монастырь, Троицкую Лавру и т.п., но нигде не встречал себе поддержки; всюду ему говорили: “подождите, не пришла еще пора… у вас дети… пусть выйдут они в свет… Бог Сам укажет время…” И о. Иоанн согласился покорно ожидать особого указания свыше. В 1868 году к нему неожиданно пришло из Петербурга известие о смерти старшего сына, который только что окончил курс университета и вступил на общественную деятельность, но не успел ею порадовать отца. С этой новой утратой еще более порвалась связь о. протоиерея Юшенова с миром; он увидел теперь, что ничего не остается в жизни для него привлекательного, и, по предложению преосвященного Серафима, деятельно стал готовиться к принятию монашества.

4 марта 1873 г. он был пострижен с именем Илариона, а 11 марта возведен в сан игумена, и через два месяца назначен настоятелем Смоленского Троицкого монастыря, с возведением в сан архимандрита и с утверждением в должности благочинного монастырей; Рославльского, Преображенского и Красно-Городищенской пустыни. Пребывание в Троицком монастыре было непродолжительно, но в высшей степени благотворно для святой обители. Братия при нем умножилась, богослужение получило стройный и благолепный вид, и монастырь обновился в своих постройках: отремонтирована была церковь с колокольней, обновлен иконостас, переделан настоятельский корпус; добрые смольняне по письмам присылали средства… В это время Казанский архиепископ Антоний пригласил к себе в епархию архимандрита Илариона, говоря: “Я вам дам дело”, но он успел уже свыкнуться с своим монастырем и не желал с ним расставаться.

В 1879 году о. архимандрит перенес еще одно Божие испытание: безжалостная смерть похитила у него и последнего сына (по окончании курса в морском корпусе, он поступил на службу во флот и во время Турецкой кампании был уже помощником капитана на пароходе “Голубчик”), последнюю отраду и утешение в его одиночестве. Оплакав эту новую тяжелую утрату, о. архимандрит думал еще раз, и может быть, в последний, съездить на богомолье в Киев, но этой поездке суждено было изменить его дальнейшее служение. Архиепископ Антоний, не получив согласия архимандрита Илариона перейти на службу в Казанскую епархию, рекомендовало его (в 77 году) вниманию Киевского митрополита Филофея в качестве наместника Лавры. И вот теперь митрополит, после нескольких задушевных бесед, увидел в нем мужа по сердцу и решил избрать его себе в наместники. Впрочем, при отъезде о. архимандрита из Лавры Высокопреосвященнейший Филофей ничего не сказал ему о своем намерении, а только заметил, что “Бог даст и еще увидимся”; через несколько же времени, не спрашивая согласия ни его, ни тогдашнего Смоленского епископа Иосифа, сделал представление в Святейший Синод, и указом 24 декабря 1878 г. архимандрит Иларион назначен наместником Киево-Печерской Успенской Лавры.

Управление Киево-Печерской Лаврой умудренного уже опытом жизни о. архимандрита дало ему возможность сразу обнаружить свои административные способности и проявить во всей полноте неутомимую энергию, такт и сердечную любовь ко благу вверенного ему учреждения. Особенно много он сделал для внешнего благоустройства знаменитой лавры и восстановил значение духовного собора, присутствие которого посещал почти ежедневно (до него наместник распоряжался единолично). Его старанием выстроен великолепный корпус для гостиницы, а во дворе – дом для наместника, устроена иконописная школа, восстановлена типография после пожара и прекраснейший водопровод; заново отремонтированы колокольня и Великая церковь и т.п. В то же время зорко следил о. наместник и за внутренней жизнью лавры, за поведением монашествующей братии, подавая ей пример своей личной жизнью. Во все воскресные и праздничные дни он неопустительно совершал соборные богослужения, первую седмицу служил в соборной церкви, как простой монах, сам читал на клиросе канон и т.п. Все это неотразимо действовало на подчиненных и вызывало в них глубокую любовь и подражание своему духовному руководителю. Такая деятельность о. архимандрита и на столь высоком посту служения, с одной стороны, вызывала к нему знаки внимания высшего начальства, а с другой стороны, делало имя его известным и между иерархами ближайших к Киеву епархий. Так, Одесский Димитрий Муретов (в первый раз познакомился, когда приезжал в Киев хоронить Высокопреосвященного Филофея) и настоятельно приглашал к себе викарием. В 1883 году архимандрит Иларион получил от Синодального обер-прокурора К.П. Победоносцева уведомление о том, что в Святейшем Синоде уже обсуждался вопрос о назначении его в Одессу, и только ходатайство митрополита Платона, писавшего в Петербург, что “наместник не желает, и он нужен мне”, не дало состояться этому перемещению. Еще более деятельность о. наместника видна была для тогдашнего Полтавского преосвященного, архиепископа Иоанна, который сам до занятия Полтавской кафедры проходил должность наместника Киево-Печерской Лавры и узнал бывшего о. Иоанна еще в 1857 году. Поэтому, когда последний, вследствие физической немощи, стал тяготиться бременем единоличного управления своей епархией и начал хлопотать об учреждении в Полтаве викариатства, то остановил свой выбор исключительно на архимандрите Иларионе и убедительно просил его для этого оставить наместничество в лавре. Тяжело было о. архимандриту расставаться с Печеркой Лаврой, для которой он успел так много сделать, которую полюбил всей душой и которую считал последним местом своего иерархического служения; долго он не давал согласия и в письме к архиепископу Иоанну положительно отказался, но Святейший Синод, имевший его в виду ранее, сделал назначение и извещение об этом для митрополита Платона было положительной неожиданностью.

Задолго до назначения его на епископскую кафедру, отправился о. Иларион обозревать Китаевскую пустынь. Подъезжая к монастырю слышит: ему во все колокола звонят, как архиерею. Был тогда послеобеденный час и наместник, приняв это за насмешку, сделал начальнику пустыни выговор, но оказалось, что это сделал блаженный Паисий, который, провидя будущее о. Илариона, забрался втихомолку на колокольню и оказал ему архиерейскую почесть…

Желая во что бы то ни стало навести о. Илариона на мысль о предстоящем епископстве, блаженный Паисий всегда приставал к нему с двусмысленными вопросами:
– Ваше высокопреподобие! зачем меня архиереев Полтаву назначают? Ведь я мало учен… Епископом быть совсем не желаю…
А то направлялся, однажды, о. наместник в Великую церковь, к литургии, а о. Паисий подбегает к нему, сует в руку свою палочку на манер архиерейского посоха и целует при этом в руку:
– Ваше преосвященство, – благословите!
О. наместник, не замечая в толпе о. Паисия и предполагая, что это простой богомолец, – поправляет его: “Я не преосвященство, а наместник лавры”.
Ага! Наместник?! – Архиерей Полтавский и Переяславский.

30 марта 1884 г. последовал указ о бытии архимандриту Илариону епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии.

25 апреля, в присутствии членов Святейшего Синода, происходило наречение, а 29 апреля в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершена хиротония Высокопреосвященным митрополитом Исидором, в сослужении митрополита Московского Иоанникия, архиепископа Варшавского Леонтия, архиепископа Тверского Саввы, архиепископа Ярославского Ионафана, и епископа Ладожского Арсения.

13 мая Преосвященный Иларион прибыл в Полтаву и вступил в управление Полтавским Крестовоздвиженским монастырем в качестве его настоятеля.

Почти через год после прибытия в Полтаву, 2 февраля 1885 г., Преосвященный Иларион получил приглашение от Экзарха Грузии, архиепископа Павла (Лебедева), который хорошо знал его еще по Смоленску, когда был там ректором Семинарии, на вновь открывшуюся самостоятельную кафедру в Сухуми. Владыка отказался от этой чести и не захотел покинуть совсем уже больного архиепископа Иоанна. А последний, действительно, настолько ослабел в своих силах, что не в состоянии был принимать участия в делах епархиального управления и указом Святейшего Синода от 3 июля 1886 г. Преосвященный Иларион назначен был управляющим Полтавской епархией, а 14 ноября следующего 1887 г. ему повелено быть самостоятельным епископом Полтавским и Переяславским. Это новое назначение Преосвященного Илариона, которого полтавцы уже сердечно полюбили за его пастырски-отеческую простоту и доброту, благолепное и благоговейное священнослужение и учительность, было встречено с радостью и приветствуемо, как событие давно жданное и всеми желанное.

Еще в бытность свою викарием Преосвященный Иларион, вступив в управление Крестовоздвиженским монастырем, в короткое время поднял эту обитель на должную высоту внутреннего и внешнего благоустроения. При нем здесь обновлены были храмы, выстроена каменная теплая церковь (трапезная), устроена странноприимница, каменный дом для келий с больницей, благоустроенная усыпальница, где почивают святители Амвросий и Афанасий, значительно улучшена была также и хозяйственная часть монастыря.

Вступив в самостоятельное управление епархией, он прежде всего обратил внимание на некоторые недостатки церковно-религиозной жизни, замеченные им при обозрении епархии, например: совершение таинства крещения чрез обливание, общую исповедь взрослых, произвольные сокращения церковных служб, не всегда благоговейное их совершение и т.п., и принял ряд соответствующих мер к их устранению.

Исправлял несовершенно, Преосвященный Иларион позаботился в то же время и об усилении прямого положительного воздействия духовенства на пасомых с целью религиозно-нравственного просвещения и воспитания паствы.

С усердием сам проповедуя слово Божие и научая пасомых истинам веры и доброй жизни, он и всем пастырям предлагал, вменял в обязанность не оставлять Божественной литургии в дни воскресные и праздничные без церковного поучения и рекомендовало катихизический способ поучений, как наиболее полезный. Заботливость его о духовном преуспеянии Полтавской паствы весьма рельефно выразилась в устройстве почти по всем городским и сельским приходам епархии внебогослужебных чтений и религиозно-нравственных собеседований, особенно в устройстве церковно-приходских школ. За время его управления Полтавская епархия покрылась целой сетью церковных школ мужских и женских, число которых простирается до 1200. При этом нельзя не отметить, что предметом особенной заботы и попечения Преосвященного Илариона служили школы женские, им насажденные в Полтавской епархии ранее и приумноженные более, чем в других епархиях.

Кроме церковно-приходских школ, Преосвященным Иларионом вызваны к жизни многие учреждения, являющиеся живыми свидетелями его заботливости о благе и процветании епархии.

15 июля 1888 г., по его мысли, в Полтаве был открыт епархиальный комитет Православного Всероссийского Миссионерского Общества, который в короткое время опередил своими успехами другие, ранее открытые комитеты, и через два года стал в числе первых по количеству членов и средств.

В тот же день им положено было в Полтаве основание Свято-Владимирского приюта для призрения престарелых вдов и круглых сирот духовного звания, в котором помещалось до тридцати призреваемых.

29 апреля 1890 г., в Полтаве, по его же инициативе, открыто было Свято-Макарьевское епархиальное братство, которое повлекло за собой открытие во многих местах приходских братств.

В 1897 году, по его же мысли, возникло Сестричное братство во имя Богоматери, именуемой “Троеручица”, при Сампсониевском храме, что у так называемой Шведской могилы, которое устроило там сестрический приют.

В 1894 году, по инициативе Преосвященного Илариона, в Полтаве открыто было отделение попечительства о слепых, которое в том же году устроило училище для слепых девочек.

В 1899 году им открыт был в Полтаве отдел Православного Палестинского Общества.

Заботясь о материальном благосостоянии епархиального духовенства так же, как и о духовном преуспеянии своей паствы, Преосвященный Иларион оказал живейшее содействие учреждению эмеритальной кассы для духовенства Полтавской епархии. Был энергичным инициатором по устройству епархиального свечного завода.

Под его непосредственным руководством и неусыпным наблюдением производились работы по обновлению Сампсониевского храма на поле Полтавской битвы, по устройству нового величественного памятника там же и целой группы церковных школ: одноклассной, двухклассной, церковно-учительской и второклассной.

Его заботами произведено расширение и обновление Полтавского кафедрального собора, капитальный ремонт Крестовой церкви архиерейского дома, постройка нового здания епархиального женского училища и других духовно-учебных заведений и т.д.

Такова была разносторонняя и полезная деятельность Преосвященного Илариона по управлению Полтавской епархией.

Скончался он 18 января 1904 г., оставив родной пастве завещание такого содержания:
Прости, Богом дарованная Полтавская паства! Простите все, кого оскорбил словом и делом, ведением и неведением. Се уже не молюсь я с вами в сем храме, сего ради прошу и молю вас, возлюбленные братие мои, сестры и чада, паче же иереи Божии, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу, но поминайте мя и молите Бога, да презрит, яко благ, согрешения моя, яже, яко человек смертный, – жизни содела, и да молитвами вашими обряду, в день судный, милость на судищи оном страшном. Дети дорогие, помяните любившего вас до конца жизни!“.