История епархии

История Полтавской епархии начинается с 1054 года, когда, при святительстве Константинопольского патриарха Михаила Керулария, при Киевском Митрополите Иларионе, была создана Переяславская кафедра. Первым епископом Переяславским был Преосвященный Николай (1054 – 1072).

Переяславская кафедра просуществовала до 1279 года.

В 1700 году возобновлена Переяславская кафедра – как викариатство Киевской Митрополии. С 1733 по 1785 год существовала самостоятельная Малороссийско-Бориспольская епархия, которая в 1785 году снова стала викариатством Киевской Митрополии. В 1799 году ее переименовано в Малороссийскую и Переяславскую.

В 1775 году была создана Словено-Херсонскуя епархия (с 1786 года – Екатеринославско-Херсонская), в состав которой вошла часть территории нынешней Полтавщины.

До 1799 года Преосвященные Словено-Херсонские и Екатеринославские имели резиденцию в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.

После ликвидации полкового строя на Левобережной Украине, с начала 1782 года, территория современной Полтавщины входила в состав Киевского и Черниговского наместничеств и Новороссийской губернии, а после расформирования последней, с 1783 года, – в Екатеринославское наместничество. В 1796 году наместничества на Левобережье были упразднены, а вместо них создана Малороссийская губерния с центром в        г. Чернигове. В ее состав вошли районы, которые составили впоследствии Черниговскую и Полтавскую губернии.

В 1799 году была создана Малороссийско-Переяславская епархия с центром в Переяславе, которой подчинялись церкви и монастыри Малороссийской губернии. Правящий архиерей стал носить титул Малороссийский и Переяславский.

В начале 1802 года Императорским Указом Малороссийская губерния была ликвидирована, а вместо нее созданы две – Полтавская и Черниговская. Вскоре Указом Святейшего Синода от 17 декабря 1803 года Малороссийско-Переяславская епархия была реорганизована и переименована в Полтавско-Переяславскую. Однако, из-за отсутствия в Полтаве подходящего помещения для епархиального управления, резиденция иерархов осталась в г. Переяславе, на пригородной даче Андруши.

Только в 1847 году центр епархии (резиденция епархиальных Преосвященных) переносится в Полтаву, а сама епархия получает название Полтавской. Ее архиереи начали носить титул «Полтавские и Переяславские»  и так именовались до 1937 года.

Для помощи в управлении епархией в 1884 году было открыто (и просуществовало до 1937 года) Прилукское викариатство, а местом пребывания Преосвященных Прилукских был Полтавский Крестовоздвиженский монастырь.

В период  1920–1928 годов также существовало Лубенское викариатство.

При епархиальном архиерее действовала Полтавская духовная консистория – коллегиальная организация, которая выполняла церковно-административную и судебную функции; она была высшим епархиальным органом управления Православной Церкви. В 1919 году, во исполнение постановления Всероссийского Церковного Собора о реорганизации консисторий в епархиальные советы,  консистория была ликвидирована.

С 1863 года епархия имела свой печатный орган – журнал «Полтавские епархиальные ведомости». Кроме официальной информации, он имел и неофициальную часть, где публиковалось много статей по истории епархии, монастырей, храмов, церковно-приходских школ, размещались биографические очерки о выдающихся церковнослужителях и т. п.

В 1919 году, после установления советской власти, журнал был закрыт.

Исторически сложилось так, что в разное время в территорию Полтавской епархии входили, кроме современной Полтавской области, также Переяславский, Золотоношский, Прилукский и Роменский уезды (сейчас – Киевская, Черкасская, Сумская и Черниговская области).

По данным клировой книги Полтавской епархии, на 1912 год на территории  епархии насчитывалось: 2 606 899 человек Православного вероисповедования, 1250 храмов, 7 монастырей (3 мужских и 4 женских) с почти 500 монахами и монахинями и столькими же послушниками и послушницами; четыре Духовных училища (в Полтаве, Лубнах, Переяславе и Ромнах), Духовная семинария и женское епархиальное училище в Полтаве. В то время почти при каждой церкви была церковно-приходская школа или школа грамоты, в которых обучалось свыше 54000 учеников и учениц. В 17 соборах, 1124 приходских храмах, 29 приписных, 22 домовых и 40 кладбищенских церквях несли послушание 51 протоиерей, 1262 священника и 1386 псаломщиков.

С 1890 по 1918 год действовало Полтавское епархиальное Братство имени святого преподобномученика Макария. Братство оказывало материальную помощь церковно-приходским школам (ремонт, приобретение литературы, помощь бедным ученикам), способствовало открытию новых школ, курсов по подготовке учителей грамоты и т. п. На 1896 год в Братстве состояло 1388 членов, среди которых – 35 почетных, 16 пожизненных и 844 действительных. В подчинении Братства находилось 1388 школ, в том числе 476 церковно-приходских и 547 школ грамот. Всего в братских школах обучалось 29428 учеников. Руководство курсами и школами осуществлял Совет, который возглавлял ректор Полтавской Духовной семинарии.

Благодаря активной деятельности преосвященного епископа  Иоанна (Смирнова) и ряда известных полтавских ученых, при Епархиальном управлении по указу Синода в 1906 году был создан Полтавский археологический комитет и Полтавское древлехранилище (уникальный музей редкой церковной старины, где хранилось, например, Пересопницкое Евангелие).

Музей действовал до 1919 года.

С установлением советской власти церковное имущество, в том числе и священные предметы, было разграблено или отобрано по постановлениям органов власти. Тогда же были переданы в государственные музеи и сокровища Полтавского древлехранилища. После закрытия в 1923 году Полтавского Крестовоздвиженского монастыря бесследно исчезли нетленные останки архиепископа Амвросия (Серебренникова).

После октябрьских событий 1917 года храмы и монастыри на Полтавщине начали массово закрываться; в 1937 году весь правящий епархиальный епископат вместе с духовенством был репрессирован, приходы ликвидированы. В 1939 году, после смерти временно управляющего епархией Преосвященного Митрофана (Русинова, +1938) и уничтожения всего духовенства, кафедра в Полтаве практически прекратила свое существование.

В период немецко-фашистской оккупации, в 1942–1943 годах, Полтавская епархия на некоторое время возобновила свою деятельность, часть церквей была открыта. Руководил епархией протоиерей Владимир Биневский, а позже – епископ Вениамин (Новицкий), с титулом «Полтавский и Лубенский».

После окончательного возобновления церковной жизни на Полтавщине (с 1944 до 2007 год) Преосвященные Полтавские называются «Полтавскими и Кременчугскими».

В послевоенные годы Полтавская епархия пострадала так же, как и вся Церковь. «Борьба с религией» дала о себе знать. Как следует из архивных данных, в 1945 году в епархии было 346 церквей и 376 священнослужителей (в том числе 5 монахов). В 1948 году храмов стало 340, а священнослужителей – 325. До 1961 года сохранилась такая же ситуация. К 1970 году количество храмов сократилось до 52, а священнослужителей осталось только 65. На начало 1988-го эти цифры почти не изменились, лишь незначительно возросло число священнослужителей. До этого года в Полтавской епархии было всего 52 действующих прихода, разделенных по 5-ти благочинным округам, и ни одного монастыря.

К 2007 году в Полтавской епархии, совпадавшей границами с Полтавской областью, существовало 400 приходов, объединенных в 20 благочиний, 4 монастыря, духовная семинария.

          Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 ноября 2007 года, из состава Полтавско-Кременчугской выделена самостоятельная Кременчугская епархия.

В составе Полтавской епархии после ее реорганизации остались:

  1. Города Полтава и Горишние Плавни;
  2. Велико-Багачанский, Гадячский, Диканский, Зеньковский, Карловский, Кобелякский, Котелевский, Машевский, Миргородский, Ново-Санжарский, Полтавский, Решетиловский, Чутовский и Шишакский районы;
  3. Спасо-Преображенский Мгарский и Крестовоздвиженский Полтавский монастыри;
  4. Полтавская Миссионерская Духовная Семинария.

Управляющий Полтавской епархией носит титул «Полтавский и Миргородский». Кафедральные соборы: в Полтаве – Свято-Макариевский, в Миргороде – Свято-Успенский.

Решенем Синода Украинской Православной Церкви от 20.07.2012 года возрождён Велико-Будищанский Свято-Троицкий  женский монастырь, история которого уходит в 17 столетие.

Решенем Синода Украинской Православной Церкви от 25.09.2018 года образован Богородицкий Горбаневский женский монастырь  (с. Горбаневка Полтавского р-на).