Исаия Копинский — воспитанник школ Острожских и постриженник Киево-Печерской Лавры. Принявши монашество, он скоро был поставлен «начальником ближних пещер Антониевых», где и жил раньше и после этого, по его собственным словам, не исходно 15 лет, а именно до 1614 года. В этом году Исаия Копинский должен был расстаться на время со своим «неисходным житием» в пещерах Антониевых. По словам летописи Густынской, его побудили к этому следующие обстоятельства. В 1614 году братия «новозачатого» Густынского монастыря начали строить небольшую церковь во имя Св. Живоначальной Троицы. В это время игумен их Иоасаф «по мнозех трудах», начал ослабевать.
Созвавши братию, он сказал им: «Я вижу, братия, что скоро наступит разлучение души моей с телом. Поэтому сердце мое исполнено скорби, чтобы вы не разошлись и место это святое не осталось бы в запустении по смерти моей. Скорблю, чтобы вы не остались без наставника и руководителя и умоляю вас: идите в Киев, в Лавру, там во святых пещерах вы найдете мужа благоговейного, по имени Исаию, он шестнадцать лет работает Господу во вседневных молитвах и посте; и с детства он оставил родителей своих и стал монахом. Его вы умолите, чтобы он был вам вместо меня отцем и подал вам руку помощи «ко всякому строению вашему и к созиданию св. обители сия».
Братия, исполнив желание Иоасафа, написали письмо и скоро отправились в Киевскую Лавру к Исаии. Там они нашли его, вручили ему письмо и начали умолять его «быть им отцем и предстателем». Исаия, прочитавши письмо, отвечал им: «я живу в этой пещере неисходно 15 лет и нахожусь под властию архимандрита, — идемте к нему».
По прошествии некоторого времени, архимандрит Киево-Печерской Лавры Елисей (Плетенецкий) отвечал им: «мы повелели ему посетить вас там и устроить вам все». После праздника Успения Пресвятыя Богородицы Исаия Копинский, с благословения архимандрита Елисея, отправился в Густынь «до монастыря сего новозачатого». Скоро он туда прибыл и нашел еще в живых игумена Иоасафа. С братией он отправился по острову, везде осматривая его. Находя местность прекрасною и удобною во всех отношениях «для иноческого жития», Исаия начал высматривать место наиболее удобное для основания монастыря. В этом он медлил не долго и, воздавши благодарение Господу, начал строить теплую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы при трапезе, а также и другие монастырские здания. Затем помедливши немного, помолившись Господу Богу и посоветовавшись с братией, Исаия, вместе с игуменом Иоасафом, обратился с просьбой «к благородным панам» — Симеону Лыко, Иоанну Белькевичу, Симеону Свяцкому, Якубу Маркевичу и другим, прося их дать им «грамоты» к князю Михаилу Корибуту Вишневецкому. По их просьбе им даны были «свидетельствованные и молебные хартии ко князю». С этими «грамотами» отцы скоро отправились на Волынь к князю и получили все, что просили, «понеже князь добродетелен бяше, княгиня же его Раина Могилянка зело благонарочита и благочестива бяше, вельми бо любяше слуги Христовы калугери (монахов), и тогда вдашеся в духовенство отцу Исаии (сделал своим духовником), князь же заднепровских своих попов вручил во власть отцу Исаии и даде ему на сие хартию свою (письменный документ) и дати повеле князь абие отцем нашим привилея».
Пришедше от князя Вишневецкого, братия Густынского монастыря отправилась в Лубны к князю Симеону Лыко, «имеша бо до него лист от великого князя Михаила Корибута, повелевающе ему, дабы и зде вся мирне устроил и ограничил место святое монастырь».
После этого братия Густынской обители с усердием принялись за создание своего «новозачатого монастыря», а «отец Исаия, вся устроивши благочинне, отыде во свояси на пещеру», замечает Густынский летописец. Скоро и уже, как увидим, надолго пришлось Исаии на этот раз оставить пещеры Антониевы.
В 1615 году, по наследственной набожности и по любви к русскому народу, Анна Гулевичевна Лозкина, супруга Маршалка Мозырского повета, с согласия своего мужа, отдала киевский дом и двор свой на Подоле на пользу общественную, а именно — на устройство там монастыря патриаршей ставропигии, школы для детей всякого сословия и гостиницы для духовных странников греко-восточного исповедания, — и чтоб ее фундация пришла в действие, она немедленно ввела туда священноинока Исаию Копинского с несколькими монахами и светскими лицами и завела там школу и такое распоряжение свое утвердила на суде записью 14 октября 1615 года. Таким образом, Исаия должен был оставить в 1615 году Антониевы пещеры и стать во главе вновь учреждаемого Богоявленского братства, послужившего основанием для нынешней Киевской духовной академии. В составе Богоявленского братства «первоначальник» его Исаия Копинский был, однако, недолго: в начале 1616 года он вышел из состава его, так как был упрошен на устроение Густынского и Ладинского (под Прилуками Полтавской губ.) монастырей. По сказанию Густынской летописи, обстоятельства этого дела представляются в таком виде.
Спустя год и три месяца по удалении Исаии из Густынского монастыря в Киев, скончался в 1616 году 8 октября первый основатель Густыни иеросхимонах Иоасаф. По его смерти братия монастыря начала просить Исаию, «да подаст им вместо себя игумена, или сам к ним шествует». Исаия, по просьбе братии, поставил в игумены Густынского монастыря иеросхимонаха Варлаама, а сам, по совету архимандрита Киево-Печерской Лавры Елисея, «был взят на игуменство Межигорского монастыря» (в 30 верстах от Киева), где и был он игуменом, «яко лет три». Во время его игуменства в Межигорском монастыре «постиже в нашу землю Иерусалимский патриарх Феофан» и на пути из Московской земли от Путивля «опочиваше в сей святой обители» и отсюда пошел в Киев, где и пробыл около года. К тому времени 6 октября 1620 года Исаия Копинский был поставлен на епископство Перемышльское.
В начале января 1621 года, он провожал патриарха Феофана, возвращавшегося на восток, до города Буша и отправился оттуда «на Волынь, и тамо нечто мало замедлив о некиих ему требованиях, паки возвратился восвояси до Киева». На Волынь Исаия Копинский ездил в это время для того, чтобы вступить в управление своею Перемышльскою своею епархиею; но как известно, в свою Перемышльскую епархию Исаия не был впущен униатами, а потому он скоро возвратился в Киев.
Возвратившись в Киев, Исаия остановился на подворье Межигорского монастыря, где он был до того времени игуменом. Здесь братия сообщила ему, что в «монастыре развращение недавно показалося: братия избрали себе во игумены давнего Гедеона, тебе же, святый отче, глаголют, яко епископ не может быть нам игумен и пустити тя не изволяют до монастыря». На другой день, по прибытии в Киев, Исаия отправился в Межигорский монастырь, но в монастыре он нашел крайнее нестроение: много братии удалились из монастыря и шатались они, Бог знает где; шум и недовольство на него не прекращались. Исаия принужден был удалиться из Межигорского монастыря и, удалившись, прожил год в Киеве, а потом избрал 26 человек из братии Межигорского монастыря своих приверженцев и велел им отправиться за Днепр, в Густынскую обитель, обещая и сам туда скоро прибыть.
С благословения митрополита Киевского Иова Борецкого, Исаия, действительно скоро отправился в путь и, по сказанию Густынской летописи, прибыл в Густынь 24 сентября 1621 года. Вскоре по прибытии в Густынь, Исаия, посоветовавшись с братией, решил строить «церковь великую» и зимой начал заготовлять дерево на ее постройку. Затем, оставив в Густынском монастыре игуменом иеромонаха Филарета, Исаия сам отправился в Лубны и в этом же году, как было сказано выше начал созидать святую обитель — Мгарский монастырь.
Продолжая устройство созданных им монастырей, Исаия Копинский сам удалялся в любимый, основанный им, «Лидинский скиток». В этом уединенном скиту, Исаия любил жить отдельно, чтобы ни отягощать ни в чем Густынскую братию своим пребыванием. С титулом «епископа Смоленского и Черниговского и всего севера и монастырей Заднепровских» Исаия присутствовал 15 и 16 августа на соборе православных епископов в Киеве, на котором архиепископ Мелетий (Смотрицкий) во время Литургии в Печерской церкви торжественно и всенародно признал себя «виновным в заблуждениях веры и укоризнах против Православной Церкви, помещенных в сочинении его, изданных под названием «Апология», и отрекся от своих заблуждений, а все епископы, участвовавшие на соборе с Митрополитом Иовом Борецким во главе, издали «соборную грамоту», с всенародным объявлением, что все они твердо стоят «в исповедании православной восточной веры».
На пути в Киев Исаия посетил в это время и новозачатый Мгарский монастырь и заложил здесь8 июня 1628 года храм Преображения Господня.
В 1631 году 2 марта скончался «презельно милостивый» митрополит Киевский Иов Борецкий. По кончине его, Исаия Копинский 20 июля 1631 года был избран в митрополиты Киевские. Не без борьбы, и только при помощи вооруженной силы, пришлось Исаии занять 10 декабря 1631 года Златоверхо-Михайловский монастырь, где прежде жил его предместник и где он, ставши митрополитом Киевским, проживал некоторое время.
В одной из своих «протестаций» Исаия Копинский пишет, что ставши митрополитом, он «едва втеснился в Михайловский монастырь», где, по его словам, «не нашел ни одной святительской епитрахили»». Вступив в управление Киевской митрополией, Исаия Копинский в том же 1631 году издал «наставление приходским священникам об их обязанностях» и обратился с посланием к князю Иеремии Михайловичу Корибуту-Вишневецкому, убеждая его возвратиться к православной вере, в которой жили его предки и от которой он именно в этом году отступил.
Не долго, однако, Исаии Копинскому пришлось управлять Киевской митрополией. В 1632 году 20/30 апреля умер Король Польский Сигизмунд 3, на избирательный сейм в Варшаву от Киевского духовенства отправился архимандрит Китево-Печерской Лавры Петр Могила и при нем ректор Киевских школ Исаия Трофимович.
Знатный по происхождению, сильный по родственным связям с князьями Вишневецкими, а через них и с другими магнатами в королевстве, образованный и умный Петр Могила успел истребовать на сейме настолько важные по тогдашним обстоятельствам привилегии для Православной Церкви и так умел повести дело, что там же на сейме православные чины королевства и духовенство избрали его самого на митрополию Киевскую, на место Исаии Копинского, при жизни еще сего последнего.
Своим появлением в Киеве новый митрополит низложил с кафедры старого митрополита Исаию Копинского. Однако Исаия не захотел добровольно подчиниться своей участи и решил бороться с ильным соперником. Петр Могила со своей стороны прибег к крутым мерам. Он «запретил» или «низложил попов», посвященных Исаиею, а самого Исаию велел перевести из Михайловского монастыря в Киево-Печерскую Лавру, чтобы старый митрополит был лишен возможности заявлять свои жалобы, где бы то ни было. Впрочем, спустя немного времени, не известно по какому побуждению, Петр Могила выпустил из Лавры старого митрополита, который снова поселился в Михайловской обители и управлял ею до 10 августа 1635 года, когда выехал из нее уже навсегда.
Вскоре после этого Исаия перешел в Лубенский Мгарский монастырь, где и прилагал попечение о трех основанных им обителях, — Мгарской, Густынской и Ладинской по прежнему на них праву. Там любили его и называли тогда «епископом Лубенским».
Но молодой владелец Вишневеччины, князь Иеремия Михайлович Вишневецкий, имевший свою резиденцию в Лубнах, не захотел держать у себя так близко докучного старца, который еще недавно из Киева своим «посланием» увещевал его возвратиться к покинутой им Православной Церкви.
В 1636 году князь Иеремия Михайлович Вишневецкий передал свои монастыри «заднепровские» Петру Могиле, с которым был в родстве со стороны своей матери Раины Могилянки и который в 1632 году в июне посвятил ему свою книжку»Крест Христа Спасителя и каждого человека». Тогда Исаия Копинский, оставшийся только со званием «архиепископа Северского и игумена Михайловского монастыря», удалился в Полесье, в намерении возвратить себе Михайловский монастырь.
Ездил он по этому поводу жаловаться королю Владиславу 4 на преследования со стороны Петра Могилы и его сторонников, но желаемой «управы» не получил. В 1637 году 1 февраля соперничествующие митрополиты встретились в Луцке, в доме местного епископа, и сделали попытку к примирению. Но примирения так и не получилось. Жил после этого Исаия Копинский где-то в глуши на Полесье и ограничивался тем, что сообщал своим приверженцам-монахам компрометирующие Петра Могилу известия.
Досадная борьба Петра Могилы со слабым, но упорным соперником, не имевшим великодушия отказаться от власти, удержать которую был не в состоянии, продолжалась до самой смерти Исаии Копинского, окончившего «скорбную свою жизнь» на тех же самых пещерах Антониевых, где он был пострижен и где так долго начальствовал. Скончался он 5 октября 1640 года, как гласит, как гласит об этом «старый помянник пещеры Антониевой».
Такою в общих чертах была жизнь и деятельность первоначального основателя Лубенского Мгарского монастыря, епископа Исаии Копинского. Наиболее выдающиеся черты коротко набросанной биографии Исаии Копинского, как основателя Лубенского монастыря, дают нам достаточно данных для того, чтобы, при пособии других современных исторических памятников, определить характер отношений его к тому краю и той местности, где монастырь Лубенский в настоящее время находится.