Он происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасией.
Родился Н. Феотоки 15 февр. 1731 года; первоначальное образование получил под руководством местного учителя иepoм. Иеремии Кавадии, содержавшегo частную школу на Корфу; здесь он приобрел начальные познания. На пятнадцатом году жизни был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода; затем он отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии, устроенную греческой купеческой колонией для греческого юношества. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образованиe математическое, богословское и философское.
Наконец, в 1748 г., с обширным запасом научных познаний, он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви. Постриженный в монашество, Никифор был произведен сначала в иеродиакона, а потом в июле 1754 г. — в иepoмонaxa. В этом сане Никифор более, чем приходской службе, отдавал свои силы обучению бедного юношества. Мало-по-малу ему удалось в средине 1758 г. устроить свою собственную школу, где преподавалась греческая и итальянская литература, грамматика, география, риторика, физика, математика, философия; такой школы до тех пор не было на Корфу. Деятельность Никифора приобрела ему огромную популярность, которая еще более увеличилась, когда он выступил в роли проповедника, заняв место настоятеля церкви Иоанна Предтечи.
В 1765 г. Никифор переселился в Константинополь. Что побудило его к этому – влечение послужить греческому народу на более широком поприше, или приглашение Константинопольского патpиapxa, — неизвестно. Патр. Самуил II назначил его проповедником Великой церкви. Однако, в Константинополе Никифор не утвердился и он скоро уехал сначала в Лейпциг, где издал свою “Физику”, а потом, nocле некоторого пребывания вновь в Константинополе, в начале 1768 г. увхал в Яссы, по приглашению молдавского господаря Григория Гики. Пробыв в Яссах около года, Никифор отправился опять в Лейпциг для издания своих трудов, где и оставался с 1769 г. до конца 1773 г., занимаясь учеными работами. Оставив Лейп-циг, Никифор отправился путешествовать по городам Европы, а затем возвратился в Яссы и занял должность схолария местной школы.
Около 1776 г. Никифор переселился в Poccию по приглашению своего соотечественника, apxиеп. славянского Евгения Булгариса. Прибыв в Полтаву, Никифор занялся усердно изучением русского языка и через год владел им довольно свободно. В лице Феотоки Евгений готовил себе преемника. Поэтому он постарался возможно лучше ознакомить его с eпapxией. Никифор назначен был членом консистории, потом инспектором школ славянской епархии; с течением времени он сделался правой рукой Евгения. Уходя на покой в 1779 г., Евгений рекомендовал на свое место Никифора. 6-го авг. 1779 г. Никифор и был посвящен в apxиепископа Славянского. По прибытии в свою eпapxию новый архиепископ прежде всего постарался устроить семинарию в Полтаве, преобразовав для этого бывшую там начальную школу. В 1786 г. семинария была уже в полном составе. Затем Никифор усиленно заботился об обращении в православие раскольников, которых было много в славянской епархии.
В конце 1786 г. из Полтавы Никифор был перемещен на астраханскую кафедру. И в Астрахани Никифор прежде всего обратил внимание на школу, которую поднял до уровня семинарии, а потом на борьбу с раскольниками и на обращение в православие местных татар. Та и другая деятельность его была ycпешна. Прослужив шесть лет на астраханской каоедре, Никифор, по слабости сил, просил в 1792 г. увольнения на покой. Просьба его была удовлетворена и ему предоставлен был в управление московский Данилов монастырь, где он оставался до кончины, последовавшей 31 мая 1800 г.
Никифор Феотоки известен, главным образом, как писатель, при чем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Биографы называют его замечательным матема-тиком, глубокомысленым богословом, “славой Греции”. Ему принадлежит упомянутая “Физика”, изданная в Лейпциге на греческом языке в 1766—1767 г.г. в двух томах и сделавшаяся учебным руководством во всех греческих гим-назиях. В последние годы жизни в Даниловом монастыре он издал на греческом языке “Начальныя основания чистой математики” (в трех томах, Москва 1793 — 1800 г.г.) В Даниловом же монастыре Никифор написал трактаты, упоминаемые его греческим биографом Завирой: [названия приведены на греческом языке – Т.Б.]. Из богословских трудов Никифора известны сочинения по толкованию св. Писания: 1) “Кириодромион” или толкование воскресных евангелий, с нравоучительными беседами; издано на греч. яз. в Москве в 1796 г., а в рус. переводе там-же в 1805 г. 2) Толкование воскресных апостолов, изд. на греч. яз. в 1800 г. в Москве, на русском славянской печатью в 1819 г. и гражданской — в 1820 г. 3) “Свод” или “Цеп отцов” (толкователей) на 8 первых книг св. писавния и на книги царств, издан. на греч. яз. в Лейпциге в 1772—1773 г.г.. в 2-х томах; на рус. яз. нет. “Цепь” была найдена Никифором в библиотеке Гики и он издал ее, дополнив многими своими примечаниями. В Лейпциге в 1766 г. изданы на греч. яз. проповеди Никифора на четыредесятницу (второе издаиее их последовало в 1859 г. по приказанию иepycaл. патр. Кирилла II). Напечатана речь его Императрице при посвящении во епископа (СПБ. 1779 г.); четыре слова к монахине, в день пострижения, напис. на греч. яз., на рус. яз. изд. в 1809 г. в Москве. Несколько мелких трактатов Никифора помещены в изданной в 1890 г. в Афинах брошюре И. Сакеллиона: [названия приведены на греческом языке – Т.Б.].
На юге Poccии Никифору приходилось иметь дело с раскольниками и против них он написал несколько сочинений. По вступеении на славянскую кафедру он обратился к елизаетградсим раскольникам с “Окружным посланием”, в ответе на которое бахмутские раскольники прислали ему известную соловецкую челобитную. Никифор сочинил на нее подробные “Ответы” (написаны, по предположению Стурдзы, на греч. яз. и переведены на рус.), с резкими обличениями раскольников. Затем в Астрахани два старообрядческих монаха подали ему 15 вопросов, на которые он тоже ответил. На русском языке “Ответы” Никифора били напечатаны в 1801 г., а потом имели несколько изданий. Никифору же принадлежат несколько грамот к раскольникам, напеч. у Скальковского в очерках Новоросс. края, в “Астрах. Губ. Вед.” 1845 г. № 8.
До приезда в Россию Никифор направлял свой полемический талант против католиков. К этому времени относится его сочинение: “О насилии католиков и о том, кто суть схизматики и униаты”, изд. в Галле в 1775 г. на греч. яз. Свои филологические познания приложил Никифор в изданиях “Пустынножительных правил” Исаака Сирина на греч. яз., в Лейпциге 1771 г.; в переводе с латинского на греч. сочинения Самуила Раввина против иудеев, Лейпциг 1769 г.; в переводе с француз. на греч. книги Клемана под назв.: “Доказательство важности книг Ветхого и Нового Завета против Вольтера”, Вена 1794 г.
Иконы с http://eparhia.sakha.ru