Церковь Сретения Господня находится на углу Александровской и Сретенской улиц, каменная, о пяти главах, очень хорошей греческой архитектуры; построена в виде квадрата с тупыми углами, довольно обширная в основании (32 арш. в длину и столько же в ширину) и значительной высоты.
Построена она окончательно в 1787 году, а начата была постройкой в 1782 году. Обновлена в 1805 году, 29 апреля. Главными строителями этой церкви были: настоятель протопоп Иоанн Станиславский († в 1799 году), иєрей — наместник Николай Ортинский († в 1796 году), ктиторами — войсковой товарищ Пантелеймон Приказный и Яков Калиушка.
До построения нынешнего Сретенского храма, на томе же мести существовал и прежде храм, тоже во имя Сретения Господня, который был с боковым престолом во имя Иоанна Богослова. Он был деревянный и трехглавый. Предание говорит, что храм этот в 1784 году от ветхости разрушился, и что разрушение это случилось в праздник Рождества Христова, через два часа после обедни. Не имея никакого повода не верить этому преданию, заметим однако ж, что указываемый им год разрушения, кажется, не совсем точен. Гораздо раньше, именно с 1782 г., производилась уже, как сказано, постройка настоящего храма, который несомненно стоит на месте старого. Следовательно, надобно думать, что последний разрушился никак не позже 1782 года. А так как в подписной книге пожертвований на постройку нынешнего храма за 1781 г., в заглавии, писанном 1 февраля, говорится о старом храме, как еще существующем то, взяв во внимание указываемый преданием день его разрушения, справедливо будет предположить, что он разрушился в конце 1781 года. Время построения прежней церкви в точности неизвестно. Из надписи на древнем Евангелии можно заключить, что она существовала уже в 1706 г. и во время Полтавской битвы находилась вне города и составляла кладбищенскую церковь. При этой же церкви была большая деревянная колокольня, разобранная по ветхости в 1807 году, а на место ее в 1808 г. была устроена в стороне от храма небольшая колокольня на 4 столбах, существовавшая до построения нынешней.
Нынешняя колокольня каменная, в три яруса, готической архитектуры, с высоким шпицеобразным восьмигранным куполом, покрытым белой английской жестью, значительно выше самой церкви; построена она в 1851 г. иждивением прихожан, при главном участии бывшего тогда настоятеля протоиерея Павла Катранова, церковного старосты, почетных граждан: Александра Петровича Ворожейкина, Василия Гавриловича Ворожейкина и купца Стефана Медведева. Одновременно с постройкой колокольни устроен был с западной стороны храма двухэтажный притвор, соединяющий колокольню с храмом, и в верхнем этаже его теплая во имя Святого Духа церковь. При этом были сняты существовавшие притворы с западной и южной стороны храмы, а северный — обращен в ризницу. Всей суммы, употребленной на эти постройки с колокольней, по приходно-расходным книгам церкви значится всего до 7000 руб. и в том числе 700 руб., уплаченных художнику за иконостас в теплую церковь. Нельзя думать, чтобы единственно на эту сумму можно было произвести такую капитальную постройку. По всей вероятности, усердные и богатые прихожане сретенские жертвовали на нее, кроме денег, и материалами, которые по записям не значатся.
Церковь имеет три престола: 1) главный — во имя Сретения Господня, 2) боковой — северный, во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, современный храму, поновленный 26 сентября 1864 г. бывшим настоятелем этой церкви (с 1862 по 1878 г.) протоиереем Данилом Юзефовичем и 3) боковой — южный, во имя св. первомученика архидиакона Стефана, сооружен в 1794 году; поновлен в1861 году.
Иконостас Сретенского храма в 3 яруса в старинном вкусе, в нем много резьбы и позолоты. В 1797 г. иждивением дворянки Марии Андреевой Калиущихи, пожертвовавшей 1000 рублей, при пособии от церкви, он был позолочен и перекрашен. Затем вновь обновлен в 1861 и 1899 годах на средства церкви и частные пожертвования.
Древних вещей в этой церкви мало. Есть старых два креста: один большой кипарисный, под слюдой, в серебряной вызолоченной оправе, с выгравированной надписью на пьедестале: “Сей крест сделан до храму Сретения Господня Полтавского мещанином Денисом Есипенком и женой его Татьяною 1776 года, декабря 14 дня”. Весу в нем 4 фун. 69 золотников. Другой, меньший крест, тоже кипарисный, в серебряной вызолоченной оправе, с надписью на пьедестале: “Сей крест сделан коштом казака Сечи Запорожской, куреня Ирклеевского, Семена Письменного в город Полтаву ко храму Сретения Господня 1775 года”. В нем серебра 2 фун. 54 зол.
Из Евангелий по древности замечательны:
Евангелие большое в полулист, оправленное серебром, с чеканными изображениями, печатанное в Москве 1698 г., декабря 7; поновлено в 1861 г., весит более 30 фунтов; серебро в нем 84 пробы.
Два Евангелия, в четверть листа каждое, с серебряным вызолоченным окладом, киевской печати — одно 1746, а другое 1772 года.
Евангелие в полулист, в малиновом бархате, с серебряным вызолоченным окладом, ветхое, киевской печати 1697 года. На нем, по листам, находится следующая рукописная надпись: “Року 1706, месяца сентября 4 дня, я, раб Божий Иоан Перепелица, атаман куреня Корсунского в Сечи Запорожской, по обещанию своему, надаю сие евангелие до храму Сретения Господня в Полтаве, на предградии обретающегося, которое вечными часы от предреченного храму и в нем будучого божественного престола неповинно отдалятися, а смел бы кто самовластно отчуждати и присвоевати, таковый да будет подобен Дафану и Авирону, аминь.
Писано сие на тот час бывшего войскового писаря Петра Краснокутского рукою”.
В этой церкви замечателен также киот, стоящий по правую сторону при входе из притвора в храм, у столба под аркой, очень массивный, весь окованный накладным серебром. В венце его, сделанном в виде сияния и позлащенном, чеканное слово: Бог, а в тумбе два литых изображения ангелов держат в руках, тоже чеканные, слова текста: вся земля да поклонится Teбе. В этом киоте большая икона Умиления Божьей Матери, написанная на холсте, с Предвечным Младенцем в руках, украшенная с двух сторон небольшими финифтями, с изображением святых.
Икона осыпана вокруг небольшими стразами, а внизу слова: Пресвятая Богородица, спаси нас. Киот этот сооружен в Москве в 1811 году неким оператором Моренком, уроженцем г. Полтавы; тогда же написан и образ тщанием московских художников. В 1861 г. оба они были поновлены иждивением Полтавского купца Василия Ивановича Конькова, однако поновка образа вышла не совсем удачной.
Книги церковные почти все напечатаны во второй половине XVIII столетия; одна только Минея на сентябрь месяц напечатана в 1645 году, декабря 6, в Москве, при царе Михаиле Федоровиче.
При Сретенской церкви, в бытность ее настоятелем протоиерея Федора Базилевича (с 1831 по 1847 годе), знатока и любителя искусного церковного пения, был составлен отличный хор певчих из девочек, обучавшихся в мастерской одной модистки Ксении Затоновой, а регентом этого хора был ее муж. Затем при этой же церкви с 1881 по 1902 г. находился мужской хор певчих, которым непрерывно управлял известный в Полтаве знаток церковного пения коллежский регистратор Иван Филиппович Русанов. В свое время хор этот славился по стройности голосов и изяществу пения.
В 1832 году, Государь Император Николай I, посетив Полтаву, 11 сентября, в воскресенье, изволил слушать обедню в Полтавской Сретенской церкви; служил протоиерей городского Успенского собора Марк Кийков с протодиаконом кафедрального Переяславского собора Смеречинским, в присутствии Преосвященного Нафанаила Павловского. По окончании обедни, Государь благодарил его за отличный порядок служения. Скоро после того синодальный обер-прокурор объявил Святейшему Синоду, “что Государь Император, будучи весьма доволен церковным служением в Полтаве, изволил найти, что оное можно поставить примером по благочинию, отличному пению и согласности всей службы. Но при сем Его Величество изволил заметить одну разницу против существующего порядка, именно, что диакон не говорит (перед чтением Евангелия): “благослови, владыко, благовестителя”, а прямо возгласил: “от Луки св. Евангелия чтение”. Его Императорскому Величеству угодно, чтоб это приведено было в порядок. Синод, указом от 5 октября 1832 г. за № 9,713, истребовал от Преосвященного сведения: кто служил обедню и почему те слова опущены, если было служение архиерейское. Преосвященный отвечал, от 24 октября, что служил протоиерей с протодиаконом, и потому благословение на чтение Евангелия испрошено в алтаре тихо. Тем переписка и кончена.
При Сретенской церкви в прежние времена были лавки и школы. В настоящее же время лавок и школ при ней нет.
В 1878 году на средства церкви с трех сторон вокруг нее устроена каменная ограда с железными решетками.
Бучневич В. Е. Записки о Полтаве и ее памятниках.
2-е изд. Исправл. и дополн. Полтава. 1902 г. Стр. 238-244