Великопостное послание 2002

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

По милости Божией мы подошли к святым и спасительным дням Святой Четыредесятницы — Великого Поста. Земные поклоны, темные ризы, особый строй Богослужений — все призывает нас, отложив земное, обратиться сердцем к Небесному. И в эти, особо ответственные в духовной жизни, дни обращаюсь к вам, мои духовные чада, с призывом провести Святой Пост надлежащим образом.

Не воспринимайте соблюдение поста как дело неважное. Святитель Амвросий Медиоланский отмечает: “Это время Христос освятил Своим постом. Кто из христиан не постится в Святую Четыредесятницу, тот показывает вероломство и упрямство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься по призыву Господнему, то каким ты будешь христианином, если будешь пресыщаться в то время, когда Господь постился, наслаждаться тогда, когда Он ощущал жажду, когда Он страдал ради спасения твоего? Поэтому проведем это время бдя, то есть не оставляя ни одного дня без поста, ни одной недели без раскаяния, так как Четыредесятницу тот переживает, кто в посте и бдении достигает Пасхи. Как соблюдение поста есть добрым делом, так и нарушение его в Четыредесятницу есть грехом”. Следовательно, наследуя Самого Христа, старайтесь поститься! Помните и 69 Апостольское Правило, которое провозглашает: “Если кто … не постится в святую Четыредесятницу перед Пасхой,. кроме препятствий от телесной немощи, пусть будет лишен сана; если же мирянин, пусть будет отлучен”.

Впрочем, хочу предостеречь пастырей и пасомых от “неразумной ревностности”, вследствие которой на верующих священники иногда налагают чрезмерные постовые подвиги; случается, что и духовно незрелые верные сами решают поститься “больше египетских пустынников”. Кое-кто считает, что употребление определенных видов пищи для христианина вообще недопустимо (например, мяса); другие убеждены, что только одно употребление любой пищи оскверняет человека. Здесь все должны быть крайне осторожны, помня слова Господа нашего Иисуса Христа: “Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его… Потому что не в сердце его входит, а в чрево” (Мк. 7. 18–19). Помнить нужно и слова Апостола: “Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем”. (I Кор. 8. 8).

Чрезмерные и необоснованные постовые подвиги искушают других и самого “постника”, создают ошибочное впечатление о посте, как об утонченном способе лечебного голодания, вместе с тем пестуя в сердце “подвижника” представление о себе как о человеке, который уже достиг определенных высот духовных. Введенный в заблуждение собственными “подвигами”, человек начинает осуждать других, которые “не так постятся”, судить священников, которые благословляют немощным послабление в посте. От этого до большого падения — полшага. Поэтому внимательно читайте Послание к Римлянам Святого Апостола Павла: “Кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест; ибо Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба?. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога, и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога” (Рим. 14. 3–4, 6).

Особое (и для каждого свое!) должно быть отношение к посту у людей, только что пришедших к Церкви. И здесь обязательно нужно обращаться за советом к духовному отцу, который предложит каждому свою меру поста, свое молитвенное правило.

Иногда немощные телом или духом люди, понимая невозможность для себя в течение всей Четыредесятницы придерживаться поста по Церковному Уставу, решают, попостившись первую неделю, потом не ущемлять себя в пище вплоть до Страстной Седмицы. Это тоже ошибка! Самым лучшим является пост, хоть и небольшой, но продолжительный, в течение всех сорока дней и Страстной Недели. Напротив — неделя поста и потом обычная “непостная” жизнь не приносят пользы.

Поэтому, вспомнив о необходимости и большой пользе посильного телесного поста для каждого, не могу не сказать: еще более важным является пост духовный. И именно его плоды для нас полезны, и именно для пользы души мы усмиряем тело. Действительно, истинный пост, по слову Святителя Тихона Задонского, состоит в следующем: “Да постится ум твой от помыслов суетных, да постится память твоя от злопамятства, да постится воля твоя от злого желания, да постятся глаза твои от худого зрения, да постятся уши твои от скверных песен, да постится твой язык от осуждения, пусть постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост!”.

И здесь не может быть места посту фарисейскому, внешнему, показательному — посту, который сейчас все чаще и чаще пропагандируют нецерковные “советчики” и бульварная пресса. Таким безобразным постом, к сожалению, иногда постятся и церковные люди. Но вспомните слова Спасителя: “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф. 6. 16–18). Вот так должны делать мы — ученики Христовы, верные чада Святой Церкви.

В Пост самым важным делом для всех верующих является покаяние в грехах и достойное причастие Святых Христовых Таин. Именно поэтому в течение Четыредесятницы совершается общая исповедь духовенства, а потом — общее служение Божественной Литургии. Именно поэтому миряне в течение поста готовятся к исповеди особенно усердно. Именно поэтому так много причастников Святых Христовых Тайн в наших храмах в дни поста. Но и здесь враг рода человеческого посеял в душах верных ложную мысль, что, дескать, достаточно причаститься на первой неделе Поста, иногда — еще и на последней, а в остальное время, хоть и соблюдать пост, но к исповеди и Причастию не приступать. Появилось даже страшное слово, которое я слышал от людей, причастившихся в первые дни поста: “Отговелись”. Так у нас говорят только о каком-то трудном, обременительном и не очень нужном долге! Поэтому я призываю вас, пастыри духовные, разъяснять нашей пастве большую пользу от причастия Святых Христовых Тайн, побуждать верующих, действительно воцерковленных и ведущих жизнь духовную, приступать к исповеди и Причастию чаще, даже в каждое воскресенье Великого Поста. Частое причастие будет требовать, конечно, приложения усилий духовных, но для того и Пост, чтобы потрудиться для спасения души. Так и Господь говорил: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11. 12). А относительно частоты причащения, то “не в том заключается дерзость, что часто приступают, но в том, что приступают недостойно, хотя бы кто-то даже один раз за всю жизнь совершил это. Кого нам одобрить? Тех ли, кто причащается один раз [в год], или тех, кто часто, или тех, кто редко? Ни тех, ни вторых, ни третьих, но тех, кто причащается с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью”, — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Главным условием настоящего постного настроения духа является примирение с ближними и дальними. Для этого вступлению в Пост предшествует чин прощения. И это прощение, это примирение должны быть настоящими, нелицемерными. Тем же, кто старается поститься, имея в сердце злобу на брата или сестру, кто через гордыню не может попросить прощения или делает это лицемерно, — всем таким говорю: “Вы не постились ни минуты!” Достопамятный Златоуст наставляет: “Что польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев грызем и съедаем?”. Прошу вас, мои дорогие, чаще повторять в своем сердце слова молитвы преподобного Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего… даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего”. Так обратим внимание на собственные грехи, будем молить Бога о прощении, и тогда мы не сможем — не только в пост, но и во всякое время — осуждать ближнего, гневаться на брата, не прощать. Помните и грозные слова Господние: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Мф. 7, 1–2). Следовательно, тот, кто хочет спасения и прощения грехов, должен прощать ближних, миловать их.

Итак, с упованием на милость Божью, мы должны стать на путь поста, к чему и призывает нас Святая Церковь: “Угасить пламень страстей, возлюбить чистоту, разрешить всякий соуз неправді, дать голоднім хлеб, нищих ввести в дом”. Итак, “всечестное воздержание начнем светло, светом любви, сиянием молитвы”, чтобы, в любви и молитве пройдя Великий Пост, сподобились мы встретить и Светлое Христово Воскресение.

Благословение Господнее да пребудет с вами! Аминь.

Смиренный

+Филипп,

по милости Божией Епископ Полтавский и Кременчугский,

за вас перед Богом молитвенник