Великопостное послание 2010

«Согреших паче всех человек, един согреших Тебе»
Тропарь 2-й песни Великого канона св. Андрея Критского
(в понедельник 1-й седмицы Великого Поста)
Возлюбленные и Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Милостивый Господь, не оставляющий человека во всех путях его жизни, снова привел нас к началу Великого поста.

Сей духовный подвиг начинается в этом году необыкновенно рано. Только отзвучали торжественные песнопения Рождества и Богоявления, как Церковь вводит нас в дни скорби о грехах и сетования о своих падениях — Святую Четыредесятницу. Не успели мы насладиться духовной радостью, как призваны уже к суду совести, к болезненному труду покаяния.

Я думаю, что мы можем увидеть в этом, кажется, случайном обстоятельстве глубокий и спасительный для нас урок: дни человеческой жизни также заканчиваются весьма скоро, и всякий из нас будет призван дать ответ перед Судом Божиим, и уже не радостно, но «горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет» (тропарь 4-й песни покаянного канона).

Такова участь грешников. Однако мы верим в великую силу покаяния, и весь опыт Церкви подтверждает истинность нашей веры. Покаянием грешники становятся праведниками, тонувшие в пучине страстей — святыми, омраченные — светлыми; лежавшие в прахе земном возводятся к небесам.
Началом же покаяния и видимым его проявлением да служит каждому из нас безбоязненное открытие своих грехов, исповедь честная и нелицемерная.

«Ничто столь не губительно для греха, как его обличение и осуждение, соединенное с покаянием и слезами. Ты осудил свой грех? Этим ты сложил с себя бремя. Кто говорит это? Сам Судия-Бог. «Станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» (Ис. 43, 26). Почему, скажи мне, ты стыдишься сказать о грехах? Разве ты говоришь человеку, который станет упрекать тебя? Разве исповедуешься перед рабом, который разгласит твои дела? Господу, Промыслителю, Человеколюбцу, Врачу показываешь ты рану. Разве Он, Который знает наши дела еще до совершения их, не будет знать, если ты не скажешь? Разве грех от обличения его делается тяжелее? Напротив, легче.

И Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой, — разве Он и без этого не знает? — но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Он хочет показать тебе величие Своей Благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели. Если же ты не скажешь о величии долга, не узнаешь и превосходства благодати. Я не заставлю тебя, говорит Он, выходить на середину зрелища и окружать себя множеством свидетелей; Мне одному, наедине, скажи грех, чтобы Я уврачевал рану и избавил от болезни», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Но даже простое признание в грехах для многих — непосильный труд и ноша, кажущаяся превосходящей силы. Потому немощный человек придумывает для себя оправдания — надеясь таким образом обмануть Самого Бога, скрыться от глаз Всевидящего. Так в ослеплении первого греха Адам пытался скрыться от Лица Божия (Быт. 3.8).

Однако напрасен труд оправдания! Ибо человек не властен сам оправдывать себя, но только Бог, по милости Своей, «имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9.6). И любящий Бог всегда милует кающегося, прощает осуждающего самого себя, исцеляет того, кто безбоязненно обнажает свои греховные раны.

Пусть же скорбный подвиг поста поможет каждому обрести радость покаяния, пусть тяготы воздержания будут вознаграждены радостью причащения Святых Таин, пусть самоосуждение и самоукорение приведут всякого к высокой духовной радости Святой Пасхи!

ПРИЗЫВАЮ ГОСПОДНЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ВСЕХ,  ВСТУПАЮЩИХ В ПОДВИГ ПОСТА!

Смиренный

+Филипп,

по милости Божией архиепископ Полтавский и Миргородский,

ваш молитвенник перед Всемилостивым Богом