Ваше Блаженство! Богомудрые архипастыри и всечестные отцы!
Изволением Божиим, избранием Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Священного Синода Украинской Православной Церкви, я, недостойный, призываюсь ныне к высочайшему служению в Церкви Христовой, к служению епископскому.
Епископу надлежит являть собой правило веры и образ кротости, терпения и воздержания. Имею ли я что-либо из перечисленного? Могу лишь исповедать перед вами страх и трепет от сознания своей немощи и недостатков, от сознания высоты и святости того служения, которое предопределил мне Господь. Но дивен и премудр смысл нашего земного бытия: ничто в нем не бывает случайным и стихийным. У Бога, Творца неба и земли, все происходит и совершается в мире по Его благому промыслу и попечению, ведущему к добру и истине всех тех, кто покоряется ему. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). Со страхом и трепетом я предстою пред жребием сего великого служения, «ничтоже вопреки глаголя».
Не буду утомлять ваше внимание изложением внешних обстоятельств своей жизни, но свидетельствую перед вами и всей Церковью, что все мое прошлое и настоящее – в Боге. Ему я посвятил свое сердце, свои мысли, свои силы. Да и не моя личность, как таковая, является предметом, о чем стоило бы говорить в этот важный момент. Будущее служение епископа – вот о чем бы хотелось сказать.
Опыт церковной жизни говорит мне, что епископский сан требует от его носителя всецелого отдания себя служению Церкви, служению Отечеству, служению высшим целям человеческой жизни. И насколько возрастает эта ответственность в наше нелегкое время, когда человечество стоит на опасной грани бытия, страшась скорой гибели от своей мнимой свободы и вопиющего произвола. Сейчас настал период отечественной истории, когда Церковь возрождается уже не внешне – в камне, а внутренне – в словах и делах, присущих Ей от Ее основания, и епископ, будучи образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), вместе с тем должен обладать небесной мудростью и человеческими знаниями, дабы быть сильным и наставлять в здравом учении (Тит. 1, 9) и истине. Именно сейчас в Церковь, как единственный институт благой, вечной правды Божией, придут желающие ее познания, но отравленные чуждыми учениями люди, подобные ветхозаветным самарянам, придут все жаждущие воды живой (Ин. 4, 10) – благого Христова учения. И на все важные вопросы архипастырь обязан будет дать ответ, и жаждущим истины утолить жажду.
Не скрою, что и это малое воспоминание обязанностей и высоких требований к носителю архиерейской благодати невольно приводит меня к восклицанию: кто способен к сему? (2 Кор. 2, 16), кто… имеет достаточно к тому силы? Страшусь, но нахожу опору и поддержку в словах, сказанных пророку Исаии: Я избрал тебя и не отвергну тебя, не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды моей (Ис. 41, 9–10).
Уповаю на Твою помощь, Господи!
В молитвенном созерцании обращаюсь я ныне к святителю Филиппу, митрополиту Московскому, моему Небесному покровителю, и молю его о даровании мне хоть малой части той мудрости, какой некогда наделил его Господь.
Особое знамение милости Божией вижу в том, что епископскую хиротонию я принимаю в стенах этой святой обители и отсюда под покровительством Матери Божией и молитвенным предстательством преподобных отец наших Антония и Феодосия Киево-Печерских получаю благословение на путь апостольского служения.
Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства! Богомудрые архипастыри! Смиренно прошу Вас, когда будете возлагать на меня, недостойного, свои святительские руки, усердно помолитесь Небесному Архиерею нашему – Господу и Спасителю Иисусу Христу, чтобы под вашим руководством и с Его помощью стать мне верным пастырем стада Христова, вверенного моему попечению, соблюдая заветы святого апостола Павла: Преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и соблюди… заповедь чисто и не укоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа (1 Тим. 6, 11–14).
Аминь.