Память преподобного Сампсона Странноприимца (+ВИДЕО)
10 июля 2020 года, в день памяти прп. Сампсона Странноприимца, Высокопреосвященнейший митрополит Полтавский и Миргородский Филипп совершил Божественную литургию в Свято-Сампсониевском храме на Поле Полтавской битвы.
В 1709 году, вскоре после Полтавской битвы, Петр I издал указ о сооружении на поле Полтавской битвы Петропавловского монастыря с нижней церковью в честь прп. Сампсона Странноприимца (поскольку битва состоялась 27 июня (10 июля н. ст.) — в день памяти прп. Сампсона). Невзирая на приказ Петра I о неотложности сооружения монастыря и монумента, а также выделении средств для строительства, дело подвигалось очень медленно.В 1840 году, по предложению генерал-губернатора графа Строганова, был проведен конкурс проектов на строительство церкви. Из числа представленных проектов преимущество было отдано проекту архитектора Ж.-Ж. (Иосифа Ивановича) Шарлеманя (1782-1861). Фундамент церкви был заложен 27 июня 1852 года. Ее строительство, которое осуществлялась под надзором местного архитектора Хоруженко, было закончено в 1856 году. Церковь освящена 15 июля 1856 года. Построенная по образцу византийских храмов. В конце ХІХ века в Полтаве была создана отдельная комиссия, которая признала необходимым значительно расширить Сампсониевскую церковь. В 1890 году архитектор Н.Никонов выполнил проект реконструкции церкви. В конце сентября 1895 года работы по реконструкции храма были завершены и 1 октября 1895 года его заново освятили. Во время подготовки к 200-летнему юбилею Полтавской битвы Сампсониевская церковь получила новые изменения. По проекту полтавского епархиального архитектора С.Носова с западной стороны к ней была достроена входная часть с колокольней. Во время последней реконструкции существенно изменился не только экстерьер, но и интерьер церкви.Стены, своды потолка и внутренние поверхности центрального барабана купола были покрыты сплошным слоем высокохудожественных декоративно-растительных и сюжетных росписей, выполненных в стиле В.Васнецова. Деревянный иконостас был заменен на одноярусный, изготовленный из мрамора. Художественно-образные характеристики росписей и иконостаса Сампсониевского храма дают все основания классифицировать их как уникальный высокохудожественный образец храмового монументального искусства.