Феокист (Мочульский) (1732 – 30.04.1818)

Родился в 1729 г. в Заднепровской Украине в дворянской семье.

Образование получил в Переяславской семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха.

В 1761 г. вызван в С.-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение 6 лет.

Возведенный в сан архимандрита, в течение 17 лет настоятельствовал в монастырях: с 1767 г. – в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии; с 1768 г. – в Рождество-Богородицком Гамалеевском той же епархии; с 1769 г. – в Киево-Михайловском Златоверхом; с 16 июля 1775 г. – в Ростовском Яковлевском.

После учреждения в 1775 г. Славянской и Херсонской епархии и назначения в ее архиеп. Булгариса назначен, как знаток греческого языка, к нему коадъютором и помогал ему управлять епархией.

С 28 июля 1776 г. – настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, а 4 марта 1779 г. уволен из этого монастыря.

4 марта 1781 г. назначен настоятелем Макариева Колязинского монастыря Тверской епархии.

7 января 1784 г. хиротонисан во епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии.

9 февраля 1787 г. перемещен на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия прекратила свое существование.

С 16 октября 1799 г. с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским.

15 сентября 1801 г. возведен в сан архиепископа.

Скончался 30 апреля 1818 г. на 90-м году жизни. Погребен в Троицком соборе.

Преосвящ. Феоктист – выдающийся иерарх Русской Церкви по просветительной деятельности. Этому архипастырю российское монашество обязано вечной признательностью за его истинно отеческое попечение о благосостоянии и поддержании одних и заведении других общежительных порядков.

В Севской епархии преосвящ. Феоктист заботился о благоустройстве духовных школ.

Белгородско-Курская обширная епархия представляла собой широкое поле для деятельности. Главное внимание преосвященный обратил на образование духовного юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела в Харьковском коллегиуме. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская, семинария – его любимое детище.

Преосвящ. Феоктист написал много учебников. Он был выдающийся педагог-писатель и даже ученый своего времени. Архиеп. Феоктист был почетным членом Харьковского университета (с 1815 г.) и членом Академии Наук.

В 1817 г. открыл в Курске Библейское общество и был его вице-президентом.

Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в гг. Курске, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии по разным случаям.

Заботился он о поднятии нравственного уровня как белого, так и черного монашествующего духовенства. Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений.

Известен преосвящ. Феоктист и как проповедник.

Около 1800 г. организовал кружок ученых мужей, которые занимались переводом сочинений св. Амвросия Медиоланского. Немало потрудился он и в деле присоединения к Православной Церкви сектантов-старообрядцев и духоборов, а также и иноверных.

Энергичная, многосторонняя деятельность подтачивала силы преосвященного. С 1810 г. он начал болеть и выражал желание удалиться на покой в Обоянский монастырь, но был удержан на епархии до самой кончины.

Труды:

Наставление как обучать детей. Харьков, 1807.

Самократчайшие о логике и риторике правила.

Учебники:

Драхма от сокровища божественных писаний. М., 1809.

Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия. М., 1790.

Краткая логика и риторика для учащихся в рос. дух. училищах. М., 1803. То же для дворян. М., 1789.

Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту. М., 1799.

Краткое объяснение церковного устава. М., 1800.

Краткие правила ирмолойного пения. М., 1800.

Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии. М., 1797.

Рассуждение о божественности христианского учений. М., 1801.

Увещания (труды в деле присоединения к Православной Церкви сектантов).

Многие из своих произведений (особенно учебные) он исправлял и дополнял.

Благотворительный фонд “Русское Православие”

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5018

Історія Полтави – сайт Бориса Тристанова