Для излечения глубоких ран нужны труд,
посты, бдения, милостыня, молитвы и другие добродетели.
Хотя согрешившая душа может и опять возвратить себе первобытную красоту,
но она не иначе достигает этого как путем бесчисленных трудов.
Преподобный Исидор Пелусиот
Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры!
По неизреченной милости Божией сподобились мы подойти к спасительным и светлым дням Святой Четыредесятницы — Великого Поста. Посвящая Богу сии дни, как бы десятину всех дней года, мы будем снова стремиться очистить душу покаянием, возжечь в сердце огонь веры, дабы в радости духовной встретить Светлое Воскресение Христово.
Пост — особенный духовный подвиг, смысл и значение которого человек постигает не сразу. Некоторые из вас, возлюбленные мои чада, вначале усердно старались поститься телесно, подражая великим подвижникам древности, но забывая о духовном значении подвига. Другие, напротив, стремились достичь сразу духовных высот, пренебрегая пощением телесным. И только со временем все мы учимся видеть истинное значение и находить верное соотношение и телесного поста — ограничений в пище, поклонов и прочих ограничений, и духовного упражнения — покаяния, молитвы, радости жизни во Христе.
Постимся же мы для совершенствования себя в добродетели, постимся, дабы смирить свою гордыню, постимся, дабы «бесчисленными трудами» возвратить себе красоту души, оскверненную страстями и загрязненную грехом.У каждого, безусловно, есть своя мера постных подвигов. Однако пост, как духовный, так и телесный не должен служить поводом для гордости и превозношения.
Преподобный авва Дорофей говорит, что «не столько оставляет Бог проводящего порочную жизнь, когда он живет бесчинно или нагло, если он не гордится, сколько оставляет благоговейного, когда он возгордится». Действительно, пост — время смирения и видения своих грехов; а потому тот, кто превозносится своими подвигами, кто дерзает осуждать других — тот просто не постится. Нужно стараться поститься, «чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего» (Ездр. 8. 21).
Пророк Исайя, великий тайнозритель и ветхозаветный евангелист, возглашает нам слова Господни: «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал; разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!» (Ис. 58. 3-9).
Будем, возлюбленные, поститься таким постом, истинно угодным Богу!
Господь же, призвавший нас к познанию Своей славы, да благословит всех нас с пользой духовной пройти поприще Поста и причаститься духовной радости Светлого Христова Воскресения.
Благословение Господне да пребудет со всеми вами, возлюбленная моя паства!
Cмиренный
+Филипп,
по милости Божией архиепископ Полтавский и Миргородский,
Ваш богомолец перед Господом нашим Иисусом Христом
9 марта 2008 года, кафедральный град Полтава