Поминовение усопших Великим постом

«Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Это, собственно, уже итог всего Священного Писания. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3: 16). «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3: 18).

Одним из действенных проявлений нашей любви к ближним является поминовение усопших. А поскольку ушедшие в мир иной уже не могут нас отблагодарить, то такая молитва является совершенно бескорыстной нашей жертвой, безмездным выказыванием любви, каким, собственно, и должно быть это великое чувство. О необходимости молитвенной помощи почившим, думается, христианам известно достаточно. Именно потому что усопшие уже не могут помочь себе сами, но мы, живые, в силах облегчить их участь, Святая Церковь как любящая Мать установила различные виды поминаний в течение всего года за исключением единственной седмицы — Светлой. Итак, Великим постом поминовение не прекращается. Но изменяется его характер. Чтобы понять ход этих изменений, сначала всё-таки вспомним устав поминовений «всех преждепочивших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных» вне поста.

Согласно действующему у нас уставу и на ежедневных богослужениях, и тем более на нарочитых непременно в той или иной форме, кратко или пространно, совершается поминовение усопших. Об усопших возглашаются ектении, они поминаются на полунощнице, литии, на панихиде, им посвящаются парастасы. Но ни одно из этих поминовений по своей силе и действенности не сравнимо с поминовением на проскомидии и по освящении Даров на литургии. «Великая честь — помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание “Страшной Жертвы, Страшных Таинств” и присутствует Сам Владыка Христос», — замечает святитель Иоанн Златоуст в беседе на Послание к Филиппийцам.

Как важно поминовение на литургии, можно видеть из следующего случая. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896) иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 году), переоблачавший мощи, устал, задремал, сидя у мощей, и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, упомянуть моих родителей»; и назвал их имена — иерей Никита и Мария. До видения эти имена не были известны. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» — спросил иеромонах. «Да, это верно, — ответил святитель Феодосий, — но приношение на литургии сильнее моих молитв». Истинность видения была подтверждена спустя несколько лет после канонизации, когда в монастыре, где святитель Феодосий был игуменом, нашли его помянник с именами родителей, что соответствовали названным иеромонаху Алексию.

Но если вне Великого поста Божественные литургии совершаются Церковью ежедневно, то в период Четыредесятницы в будние дни литургии с проскомидией (по чину святителей Иоанна Златоустого и Василия Великого) не совершаются — они служатся только по субботам и воскресеньям и в особые праздничные дни. По мысли Святой Церкви, дни поста и покаяния — не время для этой торжественнейшей из служб. Кающиеся и плачущие о своих грехах должны понести как бы некоторую епитимию — быть лишенными в эти дни величайшего для христиан утешения причащаться Святых Таин. А поскольку все умершие православные христиане остаются членами Церкви, собратьями живущих на земле, то чтобы они соучаствовали живущим не только в радости, но и в скорби и плаче, то и они лишаются сладчайшего поминовения на литургии.

Но полностью лишить почивших поминовения Церковь по своей любви к человеку не может. Потому она не только сохраняет заупокойные моления на ежедневных вечерне, повечерии, полунощнице, утрени и изобразительных, но и совершает нарочитое поминовение усопших во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста, которые мы называем «родительскими».

Кроме того, существует благочестивая традиция совершения постового сорокоуста, или постовика. Накануне Великого поста верующие оставляют в храме записку с именами своих покойных сродников. После каждого уставного богослужения их будут поминать на литии, и таким образом отшедшие от нас получат некоторое утешение и в постовой период. Не будем также забывать и наставление святителя Иоанна Златоустого не только приносить за покойных молитвы, но и подавать милостыню. На канон можно (как жертву в память об усопшем) принести хлеб, муку для выпечки просфор, фрукты, шоколад, орехи, сахар — одним словом, любой продукт из тех, которые можно есть в пост.

Подготовила Юлия Иванова

«Ведомости Полтавской епархии», №2 (206), февраль 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *