В миру Сиверс Эдуард Яковлевич, родился 27 июня 1900 года в Петрограде в англиканской семье. По официальной биографии, отец, граф Яспер Александрович Сиверс, имел чин полковника, был начальником штаба генерала Рузского, командующего Северным округом под Ригой, личным советником и другом императора Николая II. Последний, посещая семью Сиверсов, часто брал на колени маленького Эдуарда. Согласно документам, отец Эдуарда Яспер-Иоган-Даниил Александрович Сиверс не был ни графом, ни полковником, он был чиновником Главного управления уделов, произведенным за выслугу лет в 1913 г. в коллежские асессоры [1].
23 июля 1900 года мальчика крестили в англиканской церкви [2].
В 1917 году окончил полный курс реального реформатского училища, после чего служил в жилищном отделе Центрального района в Петрограде.
В 1917 году он принял Православие с именем в честь прп. Сергия Радонежского.
По официальной биографии, в 1918 г. он отправился в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. Группа вооруженных солдат-латышей, нагрянувшая в монастырь, арестовала его. Монахи ежедневно посещали послушника, принося хлеб и молоко. Под праздник Покрова Богородицы Сиверса расстреляли. Тем не менее он остался жив, был ранен в правую руку. Ночью монахи вытащили его из груды трупов и, одев в красноармейскую форму, доставили к матери. В военном госпитале в Тихвине врачам удалось справиться с начавшейся гангреной.
В протоколе допроса 1932 года зафиксированы иные сведения. В 1918 г. Сиверс добровольно поступил рядовым в Красную армию. При наступлении Юденича, 30 сентября 1919 г. Сиверс получил ранение разрывной пулей под городом Гатчина, следствием чего стали потеря правой руки и контузия головы. Ввиду тяжелого ранения пробыл в госпитале сперва в Петрограде, потом в Тихвине, более полутора лет. Будучи еще в госпитале, подал заявление о вступлении в Коммунистическую партию. По выходе из госпиталя явился в Тихвинский уездвоенкомиссариат и предложил свои услуги продолжать службу в Красной армии, был взят на должность помощника военного уездного комиссара. Вышел из партии по религиозным убеждениям, вследствие чего был вынужден оставить должность помощника военкома и заведовал гарнизонным клубом. Тогда же стал открыто посещать церковь [3].
По официальной биографии, в Тихвине Сиверс познакомился с епископом Тихвинским Алексием (Симанским), у которого он тайно стал иподиаконом. Будучи заведующим клубом, читал общеобразовательные лекции в госпиталях, ездил в командировки по продовольственным вопросам. Во время последних выполнял поручения епископа Тихвинского Алексия, обеспечивая связь патриарха Тихона с опальными священнослужителями, в частности заключенным Новгородским митрополитом Арсением и др.
В Александро-Невской лавре
Благодаря помощи епископа Алексия, в мае 1921 г. поступил в Александро-Невскую лавру. На допросе в 1932 году Сиверс сообщал, что демобилизовался из Красной армии в начале 1922 г., после чего поступил в Историческую комиссию по изучению войны на море в 1904-1905 гг. при Военно-морской академии, в архив, где проработал около полугода. В январе 1923 г. службу в Исторической комиссии оставил по собственному желанию, так как решил принять монашество. Постриг принял в марте 1923 г. [3]. О. Сампсон немного перепутал время, т.к. постриг был совершен в марте 1922 года, что зафиксировано документами Лавры.
25 марта 1922 года принял монашество в Александро-Невской лавре с наречением имени Симеон [4]. Постриг совершил еп. Николай (Ярушевич).
Документы свидетельствуют о произошедшем в том же 1922 году конфликте между монахом Симеоном и духовным собором лавры. 13 декабря духовный собор принял прошение о. Симеона о принятии его обратно в лавру “с принесением полного покаяния за оскорбление духовного собора лавры”. Прошение было удовлетворено.
В 1923 году был рукоположен во иеродиакона обновленческим епископом Артемием (Ильинским) (лавра к тому времени перешла к обновленцам).
По официальной биографии, 19 января 1925 г. рукоположен в сан иеромонаха и стал казначеем лавры, но это не подтверждается, документы свидетельствуют о его рукоположении в священный сан в 1935 году. В официальной биографии также приводятся сведения о благословении в 1928 году прп. Серафимом Вырицким о. Симеона на старчество.
Арест, заключение в Свирлаг
17 февраля 1932 года был арестован в Лавре по групповому делу “Ленинградского филиала ИПЦ”. 22 марта был приговорен к трем годам лагерей. Срок отбывал в Свирлаге НКВД, что подтверждается многочисленными документами, а не на Соловках, как указано в официальной биографии. В своем заявлении от 22 декабря 1936 г. на имя председателя суда о.Симеон собственноручно пишет: “Я был в болезненном состоянии психоневрастении, котор. я заболел 11/V с.г. (справка Свирлага НКВД, свидетельство врача невропатолога Соколова, от марта м.с.г.)”
Ссылка в Борисоглебск
Осенью 1934 года освободился, выслан в Борисоглебск (по другим сведениям, – в Воронеж).
20 января 1935 года был рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Тамбовским Вассианом (Пятницким) [5].
Новый арест
17 мая 1936 года был арестован в ссылке в Борисоглебске. На первом допросе 17 мая иеромонах Симеон сообщил следователю, что “принимал для исповеди верующих у себя на квартире”, и назвал имена нескольких своих знакомых. На вопрос следователя, признает ли он, что при этом велись разговоры антисоветского характера, иеромонах Симеон ответил: “Нет, этого я не признаю, т.к. в этой квартире я вел разговоры, исключительно религиозного характера”. Однако на втором допросе, 31 мая, иеромонах Симеон признал себя виновным в контрреволюционной деятельности и назвал имена и фамилии верующих. На третьем допросе, 9 июня, иеромонах Симеон продолжал оговаривать себя и других людей. Четвертый допрос, 20 июня, касался только незначительных формальностей. 10 июля был подписан Протокол об окончании следствия.
Находясь в тюрьме, иеромонах Симеон (Сиверс) написал девять заявлений. Первое заявление было написано еще до подписания Протокола об окончании следствия на имя начальника оп.сектора НКВД г.Борисоглебска. В заявлении говорится:
“Принужден обратиться с просьбою, ввиду того, что мое здоровье резко ухудшилось на почве психо-неврастении, о Вашем распоряжении о скорейшем окончании ведения следствия моего дела, и если возможно, найти возможность предоставить мне высылку в один из городов СССР, с соответствующим меня лишением и поражением в правах. Просимое мною, мотивирую единственно только моим сознательным раскаянием в мною содеянном, незлостностью мною совершенных вин, добросовестностью в моих признаниях в периоде всего предварительного следствия, хотя моя болезнь психо-неврастения этому очень мешала, и мое заявление о сложении с себя профессии и звания служителя религиозного культа, которое я намерен оформить чрез печать при первой возможности”.
Сохранилось упомянутое заявление о сложении сана, написанное 10 августа 1936 года на имя начальника управления областного сектора НКВД. В нем говорилось:
Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа, раскаиваюсь в своем поступке безрассудной твердолобости и близорукости, став некогда им.
Надеюсь, что этот акт (подтверждения моего раскаяния) послужит смягчением на суде при определении мне наказания и в дальнейшем дает мне возможность и право своими знаниями и хорошей грамотностью принести общественную и государственную пользу в стране бесклассового общества.
Соответствующее заявление о моем отказе от профессии и звания служителя религиозного культа намерен объявить чрез печать в ближайшие десять дней.
В последующих заявлениях повторяется его желание снять с себя сан, однако в трех последних заявлениях нет ни подтверждения, ни опровержения решения сложить с себя священство. Девятое по счету, последнее из имеющихся в Деле 1934 года, заявление иеромонаха Симеона (Сиверса) от 22 декабря 1936 г. адресовано Председателю суда. В этом заявлении иеромонах Симеон пытается добиться справедливости и хотя бы отчасти раскрывает методы, которыми следователи НКВД вынуждали желаемые им показания: систематические оскорбления, угрозы расстрелом, переводом из обычной камеры в подвал, лишением передачи.
Иеромонах Симеон был приговорен к восьми годам исправительно трудовых лагерей [6].
Освобождение
По официальной биографии, в августе 1945 года о. Симеон бежал из лагеря в Узбекистане, т.к. документы на освобождение местное начальство от него скрывало. Он добрался до Киргизии, оттуда долетел на “кукурузнике” до Ташкента. В 1946 г. перебрался в Ставрополь к митрополиту Антонию (Романовскому), который дал ему приход сначала в с. Винодельном, затем в станице Когульта. Под влиянием Симеона молодежь вместо клуба пошла в церковь. Обеспокоенная таким развитием событий местная власть решила арестовать иеромонаха по окончании одной из литургий. О. Симеон бежал в Борисоглебск. Пензенский архиепископ Кирилл (Поспелов) назначил его настоятелем церкви в Рузаевке. Следующий приход – Макаровка, где иеромонах Симеон чудом получил паспорт
В 1956 г. назначен духовником в женский монастырь в Полтаве.
Ему стал покровительствовать архиепископ Сергий (Ларин).
Сталинград. Скандал с разоблачением в областной газете
В начале 1957 года иером. Симеон был переведен в Сталинград и назначен вторым священником в Казанский собор. Архиеп. Сергий (Ларин) в рекомендательном письме уполномоченному 17 апреля 1957 г. писал:
“Полагаю, что под руководством о. Димитрия Днепровского он будет полезен в соборе. Человек он интеллигентный, образованный. Допускал ошибки, но полагаю, что он должен уметь их исправлять. Его я знаю очень давно – по Ленинграду, как иеродиакона Александро-Невской Лавры, примерно с 1928-27 года. У нас по Ленинграду немало общих знакомых. Он отлично известен митрополиту Крутицкому Николаю, который его постригал в монашество. Знает его лично и патриарх. Отец его, генерал царской армии, затем — комдив Красной Армии. Его двоюродный брат, комдив Рудольф Фёдорович Сиверс был убит во время битвы при защите Царицына. Похоронен в Ленинграде на Марсовом поле (площадь Жертв Революции). Он был лично известен Сталину. Похоронен вместе с Урицким. Предок его известный декабрист. Но это всё в прошлом, и от него требуется дисциплинированность и аккуратность”
Епископ Сергий, оправдывая перевод в Сталинград иеромонаха Сиверса, сообщал С. Б. Косицыну, что “такой как Сиверс нужен в Сталинграде для “сглаживания” светской деятельности местного духовенства, т.е. чтобы меньше было жалоб и недовольств верующих на духовную неудовлетворённость от местных священников”. Уполномоченный С. Б. Косицын запрашивал уполномоченного по Мордовии Денисова о даче краткой характеристики, на что последний отвечал в нелестных и ругательных выражениях, что С. Я. Сиверс — “прожжённый мракобес”, укреплявший свои позиции не только с помощью проповеди, но и своих лекарских способностей. Показывал верующим, путём соблюдения постов, что “он — безгрешное существо, на его поведение надо равняться всем”. Он старался подчеркнуть, что “религия благотворно влияет на население” и что “коммунизм питается соками христианства” и поэтому, по его высказыванию, “идеи христианства никогда не умрут”. Доказывал, что христианская религия является научной. В отличие от других священников и архиепископа, Симеон не славословил в адрес вождей, что со времён Сталина стало правилом, а славил только Христа! Сиверс часто говорил: “Сейчас народ в нравственно-религиозном отношении стал колеблющимся, а потому надо больше работать среди прихожан, т.е. чаще читать проповеди на евангельское учение”.
Из отчёта уполномоченного С. Б. Косицына:
“В г. Сталинграде, в Казанском соборе, священник (мантийный иеромонах Симеон) Сиверс Семён Яковлевич активно занимается мистической деятельностью. Он практикует особое “отчитывание” по изгнанию бесов из беснующихся женщин. При совершении церковных обрядов, на пользуемые предметы культа, как шаман, плюёт, шепчет и пр. Особое внимание он уделяет исповеди женщин, которые он проводит всегда продолжительное время, пытливо и с большим пристрастием. После исповеди он каждой женщине-исповеднице выдаёт особую записку, в которой указывает — сколько и каких поклонов надо сделать перед иконой за совершённый тот или иной грех. Всеми этими действиями Сиверс, как врач по образованию, создал о себе, особенно среди женщин, определённую известность как о “чудодейце-исцелителе”. К нему стало много обращаться за исповедью женщин не только из числа местных жителей, но к нему приезжает много и из других областей. Например, в январе месяце 1958 г. к нему на исповедь приезжали из города Астрахани 6 студенток мединститута”.
22 мая 1958 г. в местной областной газете “Сталинградская правда” был опубликован фельетон “Две жизни отца Симеона”. Епископ Сергий в докладе Патриарху подробно изложил все обстоятельства дела, касающиеся иеромонаха Симеона. Он пишет:
“Для окончательного выяснения всех обстоятельств появления гнусной статьи от 22 мая с/года в “Сталинградской правде” за N 119 я вылетел срочно в Сталинград на одни сутки. И к ужасу своему, как архиерей, убедился, что статья написана на фактическом материале гнусного письма о.Симеона одной из своих близких ему интимно женщин, некой Анне Акимовне Козолуповой в г. Саранск. Письмо представляет собой соединение квазирелигиозности, мистицизма, карьеристических устремлений с ярко выраженным гетеросексуализмом в самом изощрённом виде, причём всё перемешивается. И соборование, и исповедь, и …половые акты, и изощрённое влечение последователя Мазоха или старца из купальни Сусанны (Даниила. Гл. XIII).” [7].
Епископ провёл следствие, несколько раз допрашивал иеромонаха и добился от него признания в авторстве письма:
“Прибыв ко мне 23 мая в Астрахань, иеромонах Симеон убеждал меня в своей невиновности и облыжных на него обвинениях. Лишь 4 июня при личном допросе мною, в присутствии членов Епархиального Совета: архимандрита Сергия и протоиерея Евгения Смирнова, под давлением письма, предъявленного ему в копии, и косвенных улик, он признал себя виновным в том, что он писал это гадкое и скверное письмо. При этом он отрицает свои массовые интимные связи с разными девицами и женщинами, к нему приезжающими из многих мест Советского Союза под предлогом исповеди и говения. Его квартира в Сталинграде являлась местом для приезда многих девушек и женщин. Иными словами, он использовал Св. Таинство Покаяния в гнусных целях вовлечения женщин в сожительство с собой, да ещё противоестественным способом. Теперь понятно, почему Лидия Бушуева везде следовала за ним. Из Пензы и Саранска она отправилась в Полтаву, затем в Астрахань, с ним вместе в Сталинград и жила недалеко от него, при этом ей всего 24-26 лет. Мне приходилось наблюдать среди его “духовных чад” очень экзальтированных женщин и девиц. Его я не раз предупреждал о том, чтобы он прекратил их к нему паломничества, как единственно православному и благодатному пастырю. Сожительствующая с ним гражданка Александра Фёдоровна Шаталова не раз била Бушуеву по щекам на клиросе, но о. Симеон объяснял это нервностью и невоспитанностью А. Ф. Шаталовой”.
Запрещение в служении и заключение в монастырь
В результате иером. Симеон был уволен из Казанского собора и запрещен в священнослужении на 15 лет с пребыванием в Одесском монастыре. В 1963 году о.Симеона выгнали из монастыря. По сведениям Якова Кротова, причиной стала попытка совращения прихожанки.
В официальной же биографии этот период описывается так: по просьбе настоятеля храма владыка Сергий направил иеромонаха Симеона в Псково-Печерский монастырь, где тот находился с 1958 по 1963 г., по-прежнему привлекая молодежь проповедями и вызывая недовольство партийных и советских органов. Чтобы сохранить обитель, монастырская власть решила “пожертвовать” о. Симеоном и выслала его из монастыря.
Переезд в Москву, выход за штат
В 1963 год о. Симеон переезжает в Москву и выходит за штат.
16 сентября 1966 года принял схиму с именем Сампсон.
Скончался 24 августа 1979 года. Отпевание состоялось в московском Никольском храме в Кузнецах, куда о. Сампсон ходил последние годы.
В 1998 году почитатели иеросхимонаха Сампсона подали прошение о канонизации, поступившее в одну из рабочих групп Московской епархиальной комиссии во главе с игуменом Дамаскином (Орловским). Ее члены отыскали и изучили комплекс исторических документов, сосредоточенных в РГИА, РГВА, ЦГА г. Санкт-Петербурга, госархивах Волгоградской и Псковской областей, архиве УФСБ РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и архиве УФСБ РФ по Воронежской области. В ходе работы комиссии был выявлен ряд расхождений между опубликованной биографией иеросхимонаха и документами, обнаруженными в различных архивохранилищах. Комиссия пришла к выводу о невозможности ставить вопрос о канонизации иеросхимонаха Сампсона.